1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство разметки термопластиком

Методические рекомендации Методические рекомендации по приготовлению термопластика для разметки дорожных покрытий

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ТЕРМОПЛАСТИКА ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Приведены сведения о материалах, применяемых для приготовления термопластика, требования к ним и способ нанесения термопластика на дорожное покрытие. Показано, что применение термопластика позволит получить экономический эффект за счет снижения стоимости применяемых материалов.

I. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕРМОПЛАСТИКА МАТЕРИАЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМОПЛАСТИКУ

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕРМОПЛАСТИКА

5. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ ТЕРМОПЛАСТИКОМ

6. КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ИСПЫТАНИЙ

7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

8. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

9. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Резкое снижение объема выпуска применяемых в настоящее время разметочных материалов из-за дефицита их компонентов вызвало необходимость расширения ассортимента маркировочных материалов и их удешевления.

«Методические рекомендации по приготовлению и применению термопластика для разметки дорожных покрытий» разработаны на основе результатов лабораторных исследований и опытно-экспериментальных работ, выполненных в Среднеазиатском филиале Союздорнии, по получению термопластика и применению его на автомобильных дорогах.

Стоимость предлагаемого термопластика в 3 раза ниже применяемого в настоящее время ПЛ 5153.

Настоящие Методические рекомендации составили канд. хим. наук А.Н. Куманикина, инженеры С.Г. Степаненко, Ж. Жолдасов и Ж. Мамбетназаров.

Предложения и замечания по данной работе просьба направлять по адресу: 700041, г. Ташкент-41, ул. Акад. Морозова, 49, Среднеазиатский филиал Союздорнии.

I. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термопластики представляют собой смесь твердых смол с пластификатором (30+2%) и неорганической пигментной части (70+3%). В качестве связующего применяют нефтеполимерную лакокрасочную смолу, в качестве пластификатора — масло ПОД (продукт окисления и дегидратирования, отход производства капролактама).

1.2. Термопластики — однородная сыпучая масса светло-серого или кремового цвета, а после расплавления и последующего остывания — твердый белый материал.

1.3. Для разметки дорог (нанесения линий безопасности) применяют термопластик в расплавленном состоянии, который наносят с помощью разметочных машин. Расход термопластика — 8-10 кг/м 2 при толщине покрытия 3-5мм.

1.4. Разметку производят строго в соответствии с ГОСТ 13508-74.

1.5. Белизна и размер разметочной полосы должны обеспечивать их видимость на расстоянии не менее 100 м под углом 3-4° (т.е. на высоте 1,5 м) и соответствовать ГОСТ 10807-78.

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕРМОПЛАСТИКА МАТЕРИАЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

2.1. Для приготовления термопластика используют неорганический наполнитель в смеси с сухими белилами; в качестве связующего применяют нефтеполимерную смолу, пластификатора — масло ПОД и трансформаторное масло.

2.2. Наполнителем служит белый кварцевый песок, применяемый в стекольной промышленности. Допускается частичная замена песка на другие материалы белого цвета (мраморный отсев, фарфоровая крошка, стеклянная мука и др.).

Пигментная часть содержит двуокись титана или цинка белого цвета, без комков, негорючую и нетоксичную, либо литопон.

В качестве связующего для приготовления термопластика применяют нефтеполимерную лакокрасочную смолу желтого цвета, без механических примесей, умеренно токсичную (3-я категория), которая имеет температуру вспышки 212°С, воспламенения — 228°С, размягчения — не ниже 90°С и содержит не более 2% летучих веществ при 230°С.

Пластификаторы должны отвечать требованиям:

масло ПОД — ТУ-6-03-476-82: цвет — коричневый; плотность — 0,98-1,02г/см 3 ; температура вспышки — 164°С; 3-я категория токсичности; содержание летучих веществ при 140°С — не более 30%;

трансформаторное масло — ГОСТ 982-80: цвет — желтый; плотность — 0,8г/см 3 ; 3-я категория токсичности.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМОПЛАСТИКУ

3.1. Составы термопластиков 1 и II (% массы) приведены ниже:

Двуокись титана (или окись цинка)

Белый наполнитель (мраморный отсев, фарфоровая крошка и т.д.)

3.2. Термопластик, готовый к применению, должен представлять собой однородную сыпучую массу серого или бежевого цвета без комков, после расплавления при температуре 150±5°С и остывания — твердый материал белого цвета с кремовым оттенком.

Термопластик должен удовлетворять следующим требованиям:

Температура размягчения (по КиШ) при V =2°С/мин, °С

Температура плавления, °С

Плотность, г/см 3

Адгезия к асфальтобетону после водонасыщения, 10 5

Глубина проникания иглы при 40°С, мм

Насыпная плотность, г/см 3

Не растворяется в воде, частично растворяется в ксилоле, ацетоне

Текучесть при 60°С, см

Растекаемость при 150±5°С (толщина покрытия), мм

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕРМОПЛАСТИКА

4.1. Для получения термопластика используют сухой, отсеянный от крупных кусков и мусора наполнитель, который подают в смеситель и вместе с остальными компонентами (белилами, твердыми смолами и пластификаторами) смешивают в течение 10-15 мин.

4.2. Полученный термопластик после проверки на однородность выгружают и фасуют в бумажные мешки.

5. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ ТЕРМОПЛАСТИКОМ

5.1. Нанесение термопластика на асфальтобетонное покрытие допускается в сухую погоду при температуре не ниже 10°С.

5.2. Дорожное покрытие должно быть очищено от пыли и грязи.

5.3. Термопластик наносят на проезжую часть в расплавленном состоянии при рабочей температуре 140-150°С.

5.4. Для укладки термопластика используют разметочные машины фирмы «Гофман» (ФРГ) или отечественных марок — ДЭ-20.

5.5. Требуемые размеры полос обеспечивает маркер:

5.6. Расход термопластика 8-10 кг/м 2 при толщине покрытия 3-5мм.

6. КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ИСПЫТАНИЙ

6.1. Контроль каждой партии исходных сырьевых материалов проводят в лаборатории. При этом устанавливают соответствие основных показателей материалов нормам ГОСТов или ТУ.

6.2. Песок проверяют на влажность высушиванием в термостате при 105°С, а затем определяют степень его засоренности.

6.3. Для нефтеполимерной смолы определяют цвет и температуру размягчения по ТУ 38-10916-73.

6.4. Для пластификаторов (трансформаторное масло, масло ПОД) определяют плотность (ареометром) и цвет (визуально) по ТУ 1292-75 и ТУ 6-03-476-82.

6.5. По заданной рецептуре готовят замес термопластика в количестве 600-700г и проверяют его cooтветствие ТУ 6-10-1488-75.

7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

7.1. Температуру размягчения определяют по ГОСТ 11506-73.

7.2. Глубину проникания иглы устанавливают по ГОСТ 11501-78.

7.3. Внешний вид термопластика проверяют визуально.

7.4. Для определения текучести используют:

термостат на 200°С;

стакан фарфоровый или металлический сосуд вместимостью 500 мл;

лист жести или фольги алюминиевой;

металлическую формочку в виде квадратного противня размером 10×10 см с высотой бортиков 1 см, имеющую девять расположенных равномерно по дну отверстий диаметром 1,5 см.

Испытания проводят в такой последовательности.

Взвешивают 300г термопластика, помещают в фарфоровый стакан или металлический сосуд и расплавляют до температуры 160±5°С, периодически перемешивая массу стеклянной или металлической палочкой. Расплав; выливают в металлическую формочку, с отверстиями, установленную на лист жести или фольги, который после охлаждения расплава до температуры 18-22°С отделяют, а формочку помещают на опору в термостат с температурой 60°С таким образом, чтобы расстояние от нижней части формочки до опоры составляло 5см (для свободного каплепадения термопластика). Через 2ч формочку вынимают и замеряют величину провисания термопластика, которая должна составлять не более 3 см.

7.5. Для определения растекаемости применяют:

термостат на 200°С;

стакан фарфоровый или банку металлическую вместимостью 500 мл;

лист жести или фольги алюминиевой;

микрометр по ГОСТ 6507-50.

Испытания проводят следующим образом.

Взвешивают 200г термопластика, помешают в фарфоровый стакан или металлическую емкость и расплавляют до температуры 160±5°С, периодически помешивая массу металлической или стеклянной палочкой. По достижении вышеуказанной температуры массу выливают на лист жести или фольги и охлаждают до температуры 18-22°С. После охлаждения замеряют микрометром толщину полученной массы в различных точках.

Для определения адгезии образец асфальтобетона вставляют в стандартную металлическую форму на половину его высоты, к поверхности формы прикрепляют плотную бумагу, выступающую из-под ее торца на 2 см. Торец формы слегка смазывают машинным маслом. В образовавшуюся »опалубку» заливают термопластик, разогретый до рабочей температуры. После охлаждения термопластика образец извлекают из формы, бумагу снимают. Модель представляет собой образец асфальтобетона с приклеенным кольцом из термопластика. Перед испытанием модель в течение 1ч насыщают водой под вакуумом и выдерживают в воде не менее 3сут. Показатель адгезии А (Па/см 2 ) определяют по формуле

нагрузка, при которой происходит сдвиг термопластика относительно поверхности асфальтобетона, Па;

площадь термопластика, склеенного с асфальтобетоном, см 2

Испытание проводят при 20°С со скоростью приложения нагрузки 4 мм/мин.

8. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение термопластика производят в соответствии с требованиями ГОСТ 9980-75.

8.2. Термопластик упаковывают по 20кг в пленочные мешки-вкладыши (по ГОСТ 19360-74), вложенные в бумажные (по ГОСТ 2227-65), или в бумажные мешки, вложенные в мешки из прорезиненной ткани.

Гарантийный срок хранения термопластика — 1 год со дня изготовления для термопластика состава 1. По истечении указанного срока термопластик перед использованием должен быть проверен по всем показателям, приведенным в настоящих Методических рекомендациях, и при полном их соответствии может быть использован по назначению.

9. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

9.1. Термопластик нетоксичен, горюч.

При производстве и применении термопластика рабочие участки должны быть обеспечены огнетушителями.

9.2. Работы, связанные с проведением анализов на соответствие показателям, представленным в Методических рекомендациях, необходимо проводить под тягой, в защитной спецодежде и очках.

9.3. Все работы по нанесению термопластика на разметочную линию дорог и аэродромов необходимо проводить в защитной спецодежде, рукавицах и очках во избежание ожогов от попадания расплавленного термопластика на незащищенные части тела.

УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТЕРМОПЛАСТИКОМ РУЧНЫМ СПОСОБОМ

Термопластик как современный материал для дорожной разметки

На сегодняшний день существует несколько основных видов материалов для дорожной разметки: краски, термопластики, холодные пластики, спрей-пластики, полимерные ленты и световозвращатели (катафоты), из которых краски и термопластики получили наиболее широкое применение.
Явным преимуществом термопластиков является их высокая долговечность, к тому же, в отличие от красок, в них отсутствуют растворители и легко летучие продукты, что сводит к минимуму экологическое воздействие на природу и улучшает условия труда персонала, производящего работы по нанесению разметки.

Термопластик представляет собой терморазмягчаемый материал в виде сыпучей смеси из полимерных связующих, минеральных наполнителей, пигментов, пластификаторов и функциональных добавок, образующей после разогрева, вымешивания и охлаждения твердое непрозрачное покрытие.

Выпускается термопластик двух типов: со световозвращающими стеклошариками и без них, причем стеклошарики могут быть либо уже включены в сырьевую смесь, либо наноситься на поверхность еще горячего термопластика до его отверждения.

Нанесение дорожной разметки термопластиком осуществляют механизированным способом с использованием специального разметочного оборудования или вручную с помощью специальных устройств — волочильных ящиков.

Технология нанесения разметки термопластиком

Чтобы обозначения на дорожном полотне получились качественными и долговечными, необходимо соблюдать рекомендации СНиП и нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Существует несколько основных этапов, каждый из которых следует рассмотреть отдельно.

Подготовка покрытия

Это ключевой шаг, от которого во многом зависит надежность разметки и ее устойчивость ко внешним факторам. Поверхность полностью очищается от пыли/грязи и тщательно просушивается. Эти работы не рекомендуется проводить при температуре воздуха не ниже +10 градусов Цельсия. В противном случае дорожное полотно потребуется разогревать горелками.


Прогрев асфальта перед нанесением разметки

Верхний предел допустимой температуры составляет +60 градусов Цельсия, поскольку так достигается оптимальное время отверждения термопластика. Старую разметку необходимо полностью удалить. Ее наличие снижает адгезию термопластика, и он начинает отслаиваться со временем.

Используемая техника

Для создания разметки применяется экструдер. Он плавит термопластик до необходимой температуры. Гидравлические лопасти тщательно перемешивают материал в бункере. Это позволяет добиться нужной консистенции и создать однородную массу без комочков. Термопластик поступает к направляющим, после чего наносится на дорожное полотно. Если требуется добавление светоотражающих элементов, то они загружаются в отдельный бункер.


Техника для нанесения разметки термопластиком

Нередко применяются приспособления для ручной укладки маркировки. Они представляет собой раздаточную топку для плавления и подготовки материала. В этом случае термопластик наносится на полотно при помощи трафаретов.

Плавление термопластика

За одну партию допускается загрузка 3–5 кг термопластика. На перемешивание требуется около 40 минут, при этом поддерживается стабильная температура +160 градусов Цельсия.

Перемешивание обеспечивает перераспределение твердых частиц, включая:

  • наполнители;
  • пигменты;
  • стеклошарики.


Агрегат для плавления термопластичного состава

После указанного времени наступает гомогенизация расплава. Термопластик приобретает стабильные свойства и готов к нанесению на дорожное полотно.

Некоторые специалисты считают, что для достижения нужной консистенции необходимо перемешивать материал в течение 1–3 часов при температуре от +140 до +160 градусов Цельсия. В этом случае обеспечивается полное распределение компонентов в расплаве.

Нанесение разметки на дорогу

На этом этапе необходимо придерживаться инструкции, указанной производителем термопластика. Здесь указываются допустимые значения температуры внешней среды и относительной влажности воздуха. Если не придерживаться этих условий, то со временем наблюдаются следующие повреждения разметки:

Читать еще:  Из чего состоит пароизоляционная пленка?

Полимерные связующие

В качестве связующих наибольшее распространение получили полиэфирные и углеводородные смолы. Полиэфирные смолы более токсичны и при рабочих температурах обладают резким запахом. Помимо этого, термопластик для дорожной разметки на этих смолах, по опыту производителей, несовместим с большим числом полимерных материалов, использующихся в качестве модифицирующих добавок, обладает высоким влагопоглощением и более низкой, чем у термопластиков на углеводородных смолах, износоустойчивостью, вследствие чего в современных термопластиках, обычно применяются углеводородные смолы.

Термопластик для нанесения разметки на асфальт

Разметка играет первостепенную роль в дорожном строительстве. Она помогает водителям легче ориентироваться в потоке и придерживаться полосы, что предотвращает возникновение ДТП. Она должна быть яркой, хорошо различимой в плохую погоду, поэтому наносится с учетом действующих норм ГОСТа.

Качественная разметка обеспечивает безопасность водителей, пешеходов и велосипедистов. Ежедневно она подвергается воздействию десятка негативных факторов внешней среды:

  • атмосферных осадков;
  • ультрафиолетового излучения;
  • постоянного трения;
  • перепадов температуры воздуха.


Дорожная разметка из термопластика успешно противостоит атмосферным воздействиям

Это накладывает ряд ограничений на материалы, используемые для нанесения обозначений. Сейчас на рынке появился термопластик для дорожной разметки. Он быстро завоевал популярность, поскольку обладает устойчивостью к вышеперечисленным факторам.

Наполнители

В термопластиках используются как кварцевые, так и карбонатные наполнители. Карбонатные представлены различными видами карбоната кальция (мраморный отсев, микрокальцит) и доломитом, кварцевые — песком и тонкомолотыми кварцевыми наполнителями.

Важнейшими характеристиками наполнителей в термопластике являются их гранулометрический состав, обеспечивающий необходимые значения текучести расплава и влияющий на основные эксплуатационные свойства конечного материала, и белизна, высокие значения которой позволяют достигнуть показателей белизны термопластика, соответствующих нормативным требованиям.

Виды термопластика

Наиболее эффективным считается состав на основе полиэфирной смолы. Отлично подходит для дорожных магистралей со слабой интенсивностью движения. Устойчив к смене сезонов и резким перепадам температуры воздуха.


Двухкомпонентный пластик холодного формирования

Для асфальтобетонных покрытий используют нефтеполимерный термопластик. Он известен устойчивостью к повышенным нагрузкам и обладает усиленным светоотражающим эффектом, обеспечивающим безопасность движения на дороге.

Функциональные добавки

Введение функциональных добавок в состав термопластика необходимо для достижения высоких значений его технических характеристик. Каучуки-эластопласты являются той добавкой, без которой не обходится ни одна рецептура современного термопластика. Как правило, в состав сырьевой смеси вводится 0,5-2% SIS – стирол-изопрен-стирол блоксополимера, придающего материалу гибкость, снижающего его водопоглощение и повышающего адгезионные свойства.

Также широко применяются антиседиментационные добавки, позволяющие обеспечить равномерность качества разметки на дорожном полотне, добавки, снижающие липкость поверхности термопластика, и другие добавки, в зависимости от того, какие характеристики конечного материала нуждаются в корректировке.

Преимущества и недостатки термопластика

Достоинств у этого материала много, и главное из них — превосходная адгезия с поверхностью. Термопластик крепко держится на асфальте и других покрытиях. Коэффициент сцепления соответствует мировым стандартам. К числу других плюсов можно отнести:

  • высокую скорость высыхания (не допускает смазывания разметки),
  • отличную устойчивость к истиранию (на поверхности не образуются проплешины),
  • умеренный расход материала (обеспечивает ощутимую экономию средств),
  • сохранение превосходной видимости даже при неблагоприятных условиях (сильном ливне, снегопаде, плотном тумане).

К сожалению, у термопластика имеется один существенный недостаток. Речь идет о повышенном скольжении при наезде на окрашенный участок разметки. Наличие светоотражающих шариков снижает данный эффект. Устранить его полностью можно добавлением кварцевого песка в состав термопластика, но это приводит к увеличению затрат на этапе нанесения разметки.

Температура плавления

Определяется как температура перехода сырьевой смеси термопластика из твердого агрегатного состояния в жидкое. Ее значение устанавливают при помощи термометра.

Рабочей температурой называется температура, при которой расплав термопластика становится полностью однородным. Измеряется с помощью термометра. Лимитирующей стадией процесса достижения однородности расплава, как правило, является растворение модифицирующей добавки SIS, которая содержится в составе сырьевой смеси в виде гранул.

Рабочая температура является важной технологической характеристикой термопластиков, ее необходимое значение подбирается в зависимости от эксплуатационных особенностей применяемого разметочного оборудования и должно быть в пределах 180-210°С.

Транспортировка и хранение термопластика

Выше отмечалось, что перевозка данного сыпучего материала не вызывает трудностей. Для удобства он фасуется в полиэтиленовые мешки. Примечательно то, что многие специалисты подготавливают термопластик (разогревают его) вместе с тарой. Полиэтилен не растворяется и выступает в качестве дополнительного наполнителя, но это во многом зависит от состава и характеристик самого термопластика.

При хранении этого материала необходимо учесть две вещи:

  1. Держать мешки в темных помещениях, куда не проникают солнечные лучи.
  2. Следить за уровнем влажности воздуха.


Термопластик следует хранить в защищенном от солнца месте

Последнее условие является наиболее важным. Попадание воды может привести к ее вскипанию при нагреве термопластика до рабочей температуры. Это влечет за собой образование пузырьков воздуха, что ухудшает структуру разметки при отверждении. В связи с этим снижается текучесть материала.

Длительное воздействие солнечного света приводит к размягчению смолы, входящей в состав термопластика. Это может способствовать спеканию порошкообразного материала. Образуется плотный кусок, усложняющий загрузку материала в котел экструдера.

Адгезия на отрыв от асфальтобетона

Адгезионная прочность термопластика на отрыв от асфальтобетона определяется как усилие, необходимое для отрыва образца термопластика от асфальтобетонной подложки. Адгезия термопластика в значительной степени зависит как от состава сырьевой смеси, так и от температуры термопластика при его нанесении на асфальтобетон, поэтому все образцы для испытаний должны формоваться при одинаковых температурах расплава. Адгезия термопластика к асфальтобетону измеряется при помощи адгезиметра и должна быть более 0,5 МПа.

Преимущества термопластика

В последние годы все большую популярность приобретает метод структурной разметки с использованием термопластика. Данная технология имеет ряд преимуществ:

  • Обеспечение безопасности, что обусловлено высоким коэффициентом сцепления.
  • Сохранение свойств во время дождя и в ночное время благодаря облегченному отводу воды.
  • Расходы термопластика на дорожную разметку более чем на 40% ниже по сравнению с другими материалами.
  • Создание дополнительного шумового эффекта в случае наезда на линию, и водитель может услышать характерный звук при нарушении правил движения.
  • Высокий уровень физико-механических характеристик.

Параметры работы экструдера можно настроить при помощи специального узла формирования. Благодаря этой функции рабочие могут обеспечить разную степень заполнения. В процессе нанесения устройство может быть перенастроено в соответствии с меняющимися условиями и особенностями конкретного участка.

Специалисты выработали основные требования к технологии работы с данным материалом. Термопластик имеет следующие характеристики:

  • Хорошая адгезия к асфальтированному дорожному покрытию и световозвращающим шарикам.
  • Высокая прочность при сжатии.
  • Низкая растекаемость.

Таким образом, структурная дорожная разметка характеризуется несколькими отличительными особенностями:

  • Коэффициент световозвращения непосредственно зависит от направления наблюдения, что обусловлено каплевидной формой материала.
  • Сцепление термопластика, нанесенного на поверхность дороги, практически не отличается от параметров, которыми обладают колеса автомобиля.
  • Быстрый отвод влаги, при этом вершины отдельных элементов остаются непокрытыми водой.
  • При наблюдении под скользящим углом линии выглядят, как сплошные, поскольку темные интервалы оказываются вне поля зрения водителя.

Водопоглощение

Определяется по разнице в массе образцов термопластика до и после выдерживания их в воде в течение 2 суток и не должно превышать 0,01%. Методика измерения описана в ГОСТ 21513-76 «Материалы лакокрасочные. Методы определения водо- и влагопоглощения лакокрасочной пленкой». Стойкость к статическому воздействию химических реагентов Согласно ГОСТ Р 52575-2006 составляет не менее 72 часов и определяется наблюдением за видимыми повреждениями поверхности покрытия из термопластика при выдержке его в:

  • воде и 10% водном растворе гидроксида натрия при 20±2°С;
  • 3%-ом и насыщенном водном растворе хлорида натрия при 0±2°С.

Методика проведения испытаний описана в ГОСТ 9.403-80 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей».

Типичные ошибки при разметке термопластиком

Если структурировать все ошибки, о которых упоминалось ранее, и вынести их в отдельный список, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесение новой разметки на старую краску.
  2. Недогрев материала, вызванный либо некачественным плавлением, либо слишком низкой температурой окружающей среды.
  3. Плохое замешивание с нарушением временных рамок и температурного режима.


Покрытие из термопластика не рекомендуется наносить на старую краску

В целом термопластик — это наилучшее решение для создания качественной разметки. Он гораздо надежнее и экономичнее красок, используемых ранее, а потому активно вытесняет их с рынка.

Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)

Практические советы по нанесению дорожной разметки термопластиками

В дорожном-строительстве как и во многих других областях строительства, важным условием всех работ является соблюдение технического регламента и установленных правил. Проводится ли асфальтирование дорог, планировка дорожного покрытия или другие дорожные работы, всегда необходимо придерживаться технологических требований. Не является исключением и процедура нанесения горизонтальной дорожной разметки.

Выпуская материал, производитель гарантирует соответствие его качества требованиям, указанным в нормативно-технической документации. Однако часто приходится слышать хорошие отзывы от одних организаций-потребителей и упрёки в плохом качестве от других для одной и той же продукции. По-видимому, объяснение этого факта кроется в особенностях хранения и нанесения материала.

1. Состав термопластиков

Термопластики, предназначенные для нанесения дорожной разметки на асфальтированные покрытия, изготавливаются методом сухого смешения следующих компонентов:

  • связующее
    • 1–3 вида смол;
    • 1–2 вида пластификаторов смол;
  • наполнители
    • кварцевый песок;
    • карбонаты;
    • стекломикрошарики (для световозвращения);
  • пигменты
    • неорганические пигменты;
    • органические красители;
  • технологические добавки
    • седиментационная добавка (исключает расслаивание);
    • фрикционная добавка (увеличивает коэффициент сцепления);
    • противозагрязняющие добавки;
    • регулятор текучести.

Каждый производитель разметочных материалов подбирает состав, который является коммерческой тайной. Однако в качестве связующих используются в основном две группы полимеров — полиэфирные и нефтеполимерные смолы. Химическая природа полимера определяет отличительные свойства термопластика.

Термопластики, содержащие полиэфирные смолы, более устойчивы к наличию влаги при нанесении и обладают большей адгезией к асфальтобетону. Термопластики на нефтеполимерных смолах обладают повышенной сопротивляемостью к истиранию. Необходимы материалы разных типов. Поэтому многие производители выпускают материалы как одного, так и другого вида.

Однако, материалы, содержащие различные связующие, химически несовместимы, что приводит к неисправимой порче при их смешении. Поэтому необходимы чёткие действия разметочных бригад по очистке котлов и разметочного оборудования при смене марок термопластика. Перед загрузкой термопластика в плавильные котлы необходимо убедиться в их чистоте. Даже небольшое количество оставшегося инородного термопластика достаточно для того, чтобы произошло расслаивание и потеря текучести вновь загружаемого термопластика.

2. Транспортировка и хранение термопластика

Для получения качественной разметки на асфальтированном покрытии, необходимо неукоснительно соблюдать условия транспортировки и хранения материала, установленные производителем. При использовании термопластика необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • использование полиэтиленовых мешков;
  • условия хранения;
  • время хранения.

Полиэтилен не растворяется в термопластике. В машинах с интенсивным перемешиванием он разбивается на шарики и выступает в качестве наполнителя. При слабом перемешивании полиэтилен остаётся в виде желеобразных сгустков, которые забивают выходные щели кареток или экструдера. Возможность расплавления полиэтиленовых мешков совместно с термопластиком необходимо согласовывать с производителем материала, в крайнем случае, определить опытным путём. На практике большинство организаций загружают в котлы сухую смесь термопластика вместе с полиэтиленовыми мешками.

Условия хранения термопластичного материала должны быть чётко определены в технических условиях, техническом паспорте, прилагаемом к партии материала, и на этикетках каждого тарного места. На этикетках должны присутствовать два знака: «беречь от влаги» и «беречь от солнечных лучей».

Термопластик нельзя увлажнять. Попадание воды в термопластик в случае нарушения правил его хранения по любым причинам приводит к тому, что в процессе нагревания до температуры 180–210 °C и плавления термопластика вода, которая попала в него, начинает кипеть, образуя пузыри, и создаётся впечатление «кипения» расплава термопластика.

Это явление приводит к появлению «кратеров» на поверхности термопластика при нанесении разметки и нарушению качества наносимой полосы по геометрии линии. При этом также ухудшается текучесть термопластика, что может привести к заметному ухудшению качества разметочной полосы.

Термопластик нельзя хранить под воздействием солнечного света. При длительном воздействии солнечных лучей может происходить размягчение смолы, в результате чего порошкообразный термопластик спекается в монолитный блок. Это создаёт трудности при его загрузке в котёл, но не отражается на его качестве. Однако некоторые термопластики могут содержать компоненты, разрушающиеся под действием солнечных лучей. В этом случае такое хранение приведёт к ухудшению качества термопластика.

Читать еще:  Пароизоляция для пола как правильно укладывать?

Время хранения термопластика должно быть указано в технических условиях в разделе «Гарантийный срок хранения». Как правило, этот срок составляет 12–24 месяца. Однако, при правильном хранении в сухих, неотапливаемых помещениях возможно более длительное (до 5–7 лет) хранение термопластика без потери эксплуатационных свойств.

3. Плавление термопластика

При сухом смешении компонентов термопластика, смола и некоторые полимерные добавки загружаются в смеситель в виде кусочков размером от 1 до 20 мм или гранул до 8 мм. В процессе плавления термопластика и подготовки его к нанесению на дорогу происходят следующие процессы:

  • плавление компонентов связующего;
  • перераспределение твёрдых частиц (наполнители, пигменты, стеклошарики) в жидкой фазе в результате перемешивания;
  • гомогенизация расплава, то есть, его вымешивание до стабилизации свойств.

Прохождение первых двух процессов можно наблюдать визуально и уже при температурах 140–160 °C по внешнему виду расплава может сложиться ошибочное впечатление о полной готовности расплавленной массы термопластика к работе. Однако это неверно, расплав термполастика всё ещё остаётся неоднородной системой. И только после длительного перемешивания в течение 1–3 часов система станет полностью однородной.

По внешнему виду термопластик, в начале стадии гомогенизации, ничем не отличается от термопластика, прошедшего эту стадию до конца, поэтому очень трудно определить её окончание, однако время, необходимое для стадии гомогенизации, очень важно для обеспечения заданного качества разметки. При вымешивании термопластика на стадии гомогенизации происходят следующие процессы:

  • смачивание пигментов и наполнителей расплавом связующего;
  • возникновение связей наполнителей и пигмента с молекулами смолы и полимерных добавок.

Обработка поверхности неорганических компонентов состава термполастика специальными добавками оказывает значительное влияние на физико-химическое взаимодействие их со связующим. Этот процесс требует учёта химической природы связующего и наполнителей при такой подготовке. Правильно подготовленная поверхность наполнителей обеспечивает необходимое взаимодействие со связующим, что позволяет создать прочную структуру термопластика и улучшить качество разметки. Гомогенизацию (вымешивание) необходимо производить после разогрева термопластика до рабочей температуры, указанной в паспорте. Продолжительность этой стадии должна составлять не менее 60 минут.

Проявление недостаточного вымешивания:

  • расслаивание термопластика в каретке;
  • наличие комочков в расплавленном термопластике.

Последствия недостаточного вымешивания при нанесении разметки:

  • наличие дефектов (бугорки, полозья) на поверхности разметочной полосы;
  • неудовлетворительные физико-механические характеристики (прочность, адгезия, деформационные характеристики);
  • растрескивание полосы разметки при механическом воздействии колеса или при пониженных температурах с образованием множества мелких осколков;

Таким образом, недостаточное время вымешивания термопластика значительно ухудшает его качество, следствием чего является уменьшение долговечности линий разметки.

Для получения качественного расплава термопластика может быть рекомендована следующая последовательность действий:

  • разогрев масляной рубашки плавильного котла до 150–200 °C;
  • включение мешалок котла;
  • загрузка первой порции термопластика (4–5 мешков);
  • разогрев термопластика до жидкого состояния;
  • загрузка второй порции термопластика (5–10 мешков) и т.д., т.е. после плавления предыдущей порции термопластика в котле производится загрузка следующей порции и её плавление;
  • вымешивание расплава термопластика.

Размер загружаемых порций устанавливается экспериментально, исходя из конструкции плавильного котла и мощности мешалки. Мешалка должна работать все время от начала загрузки первых мешков до полной выработки массы термопластика.

4.Нанесение разметки на дорогу

Обычно производители материала требуют работать в соответствии с инструкцией, в которой указано, что нанесение разметки необходимо проводить на сухой чистый асфальт, при температуре воздуха не ниже 15 °C и влажности не более 80 %. То есть, в инструкции указаны идеальные условия нанесения. На практике подрядчики часто вынуждены наносить разметку, когда эти условия не соблюдаются. При этом свойства разметки будут заведомо хуже, но для минимизации потерь качества надо знать, какие параметры и в какой степени оказывают влияние на качество разметки и её долговечность.

Долговечность разметки оценивается сохранностью её линий. Можно выделить два типа разрушения линий термопластика: истирание и отслоение. Истирание линий разметки в значительной мере определяется свойствами материала и условиями эксплуатации, такими как: интенсивность и характер движения (разгон, торможение, поворот, использование автопокрышек из шипованной резины), содержание автомобильных дорог, особенно в зимнее время. Отслоение чаще всего происходит из-за несоблюдения условий нанесения термопластика или плохого качества дорожного покрытия.

В случае нанесения термопластика при температуре воздуха ниже рекомендованной происходит ухудшение характеристик линий разметки, и такое ухудшение можно только частично компенсировать повышением температуры материала. Следует отметить, что при повышении температуры начинается термическое разложение термопластика, поэтому превышение рекомендованной температуры неизбежно приводит к ухудшению характеристик материала (уменьшение коэффициента яркости, увеличение желтизны, ухудшение физико-механических характеристик).

Если не удаётся компенсировать пониженную температуру асфальтобетона и воздуха в достаточной мере, то происходит частичное или полное отслоение полосы термопластика. При этом наблюдаются трещины на поверхности разметки. При высокой дневной температуре термопластик вновь прилипает к асфальту. Но в любом случае срок службы такой разметки снижается.

5. Влияние влаги на поверхности асфальтобетона

Влага уменьшает адгезию термопластика к асфальтированному покрытию. Однако термопластики различных видов по-разному реагируют на присутствие влаги. Гидрофобные свойства термопластиков на основе нефтеполимерных и полиэфирных смол различны. Они характеризуются краевыми углами смачивания смол и термопластиков водой.

Термопластик на основе полиэфирной смолы отличается меньшей гидрофобностью. Полиэфирные пластики необходимо наносить при влажности воздуха не более 85–90 % и не менее чем, через 2–3 часа после дождя. Нефтеполимерные — не более 70 % и не менее 12 часов после дождя. Полиэфирные термопластики при нанесении на слегка влажную поверхность пропускают пары влаги через себя, образуя на поверхности небольшие кратеры. Термопластики на основе нефтеполимерной смолы требуют полного отсутствия влаги. В случае нанесения на влажную поверхность происходит резкое снижение адгезии, что приводит к отслоению термполастика.

6. Типы термопластиков

Для увеличения срока службы требуется специализация термопластиков по типам. Помимо того, что существуют полиэфирные и нефтеполимерные термопластики, также есть типы термопластиков с различной рабочей температурой. Термопластик на основе нефетеполимерной смолы с рабочей температурой 170–180 °C особо чувствителен к перегреву и начинает разлагаться при температуре 185 °C. То есть, в случае использования данного термопластика пониженная температура асфальта не может быть компенсирована повышением температуры расплава термопластика. Но данный тип термопластика отличается повышенной стойкостью к истиранию. Термопластик на полиэфирной смоле слабо истирается в летний период, однако зимой наблюдается быстрое истирание на асфальтированных дорогах с интенсивным движением. Таким образом, термопластики на основе полиэфирных смол могут быть рекомендованы для применения в следующих условиях:

  • на старых асфальтобетонных покрытиях;
  • при ремонтных работах по старому разметочному покрытию;
  • на дорогах или на полосах разметки с малой интенсивностью движения автотранспорта.

Термопластики на нефтеполимерных смолах рекомендуется применять в следующих случаях:

  • на дорогах и полосах с интенсивным движением;
  • на дорогах с относительно новым асфальтобетонным покрытием;
  • при наличии высококвалифицированной бригады по нанесению разметки, обеспечивающей точное соблюдение режимов нанесения, требований инструкций и т.д.;
  • при благоприятных погодных условиях.

7. Типичные ошибки при разметке термопластиком

Ряд основных ошибок, допускаемых разметочными бригадами при производстве работ с использованием термопластиков горячего нанесения:

  • плохое вымешивание материала (недостаточное время перемешивания или перемешивание при температурах значительно ниже рабочей температуры);
  • недостаточная точность измерения температуры термопластика в котле;
  • недогрев термопластика вследствие слишком низкой температуры асфальтированного покрытия и/или воздуха;
  • нанесение термопластика на краску (требуется тщательное исследование совместимости материалов).

Следует отметить, что недостаточное нагревание термопластика при нанесении разметки возможно вследствие использования в разметочной машине в качестве теплоносителя дешёвых масел с низкой температурой воспламенения (240–260 °C). Необходимую рабочую температуру термопластика не удаётся достичь по соображениям техники безопасности. Проблема легко решается заменой теплоносителя на более качественный с температурой воспламенения более 300 °C.

Асфальтирование дорог и участков. Услуги асфальтирования по Киеву и Киевской области. Тел.: 044 222­­-72­-76!

Дорожная разметка краской и термопластиком

С течением времени количество автомобилей и пешеходов становится все больше. В связи с эти обстановка на дорогах становится все опасней, постоянно растет интенсивность дорожного движения.

В современном мире дорожная разметка — одно из самых важных условий обеспечения и сохранения безопасности на дорогах. При нанесении дорожной разметки необходимо уделить должное внимание качеству материалов и методам нанесения разметки. Ведь именно это обуславливает срок эксплуатации разметки, ее долговечность, хорошую видимость в любое время суток и в любых погодных условиях.

Виды дорожной разметки

Существуют следующие виды дорожной разметки:

Горизонтальная — помогает обеспечить безопасность дорожного движения, уменьшает количество дорожно-транспортных происшествий. Горизонтальная разметка используется на проезжей части, автостоянках, парковках.

Вертикальная — наносится на поверхности, которые расположены вертикально, а не на асфальт. Данный вид разметки встречается на вертикальных сооружениях, например, путепроводы, ограждения, мосты и другое.

Дорожная разметка представляет собой характерные линии, которые наносятся на проезжую часть дороги для удобства ориентирования автомобилей и во избежание аварий. Процесс нанесения довольно сложен и проходит в несколько этапов:

  • Отметки
  • Подготовка
  • Ограждение
  • Нанесение
  • Использование

Этапы разметки

Первый этап — предварительная разметка

Этап производится вручную или при помощи дополнительных устройств, которые входят в комплект разметочных машин. Место нанесения разметки ограждается от движения остальных видов транспорта. Определяются основные контрольные точки, основываясь на расположении которых будет наноситься дорожная разметка. Они вычисляются при помощи курвиметра и фиксируются меловыми отметками. Впоследствии на них будет нанесена предварительная разметка.

Подготовка покрытия

Второй этап — подготовка покрытия для дорожной разметки. Дорога должна быть очищена от загрязнений и пыли. В этих целях применяют поливочно-моечную машину или машину со щеточным и воздуходувным оборудованием.

Дорога должна высохнуть и быть чистой для дальнейшего нанесения дорожной разметки. Допускается использование специализированных газовых линеек-разогревателей либо инжекторных газовоздушных горелок.

Если на дороге присутствует старая разметка, которая подлежит изменению либо же ее толщина составляет более 6 миллиметров, то ее следует предварительно удалить. Также удалению подлежит старая разметка, если существует опасность ее отслоения вместе с новой.

Удаление непригодной дорожной разметки производится несколькими способами: механически (используются специальные механизмы, которые удаляют старую разметку и при необходимости срезают асфальт толщиной до двух миллиметров) гидравлически (старая разметка смывается под напором воды, допустимо срезание асфальта, как и при механическом удалении) закрашивание (разметка закрашивается под цвет дорожного покрытия, но только в том случае, если необходимо удалить разметку на короткий срок, поскольку время использования такой краски на дорожном покрытии невелико).

Обеспечение безопасности транспорта

Чтобы дорожная разметка была нанесена ровно и не была испорчена под влиянием транспорта, движущегося по дороге, используют специальные заграждения и знаки. Они устанавливаются в местах нанесения разметки и остаются там до полного высыхания дорожной разметки.

Нанесение дорожной разметки

Первыми прокрашиваются осевые линии. Остальные линии дорожной разметки параллельны ей и поэтому наносятся разметочной машиной с телескопическим кронштейном.

Для нанесения дорожной разметки используются только специальные краски и пластики, соответствующие требованиям ГОСТа. Краска наносится только при определенной температуре и влажности. Эти данные указываются в инструкции к ее применению. Средняя температура для нанесения краски не должна быть менее 15 градусов, а влажность — не превышать 85%.

Краски, состоящие из одного компонента, наносятся только на очищенную и сухую поверхность, для более надежного закрепления и скорейшего высыхания. Исключение составляют некоторые многокомпонентные краски. В инструкции к применению указывается на сухую или влажную поверхность необходимо наносить материал для дорожной разметки.

Для правильного нанесения краски для дорожной разметки рекомендуется использовать оборудование, соответствующее используемой краске.

Наносится дорожная разметка пневматически или гидравлически. То есть с использованием распыления с воздухом или без него. Нанесение краски для дорожной разметки происходит в несколько этапов:

  • подготовка материала
  • проверка разметочного оборудования
  • ограждение участка, на котором будут производиться работы
  • нанесение дорожной разметки
  • обеспечение защиты покрытия до полного высыхания
  • снятие ограждений

Первоначальная подготовка материала заключается в смешивании краски, если она состоит из нескольких компонентов или перемешивании до однородного состояния и фильтрации, если краска однокомпонентная.

После заливки краски в бак покрасочной машины, оборудование устанавливается на сторону дороги, по которой будет произведена пробная покраска.

Если тест проходит успешно, машина начинает передвигаться по направлению потока машин. При этом осуществляется покраска дорожного покрытия.

Современная техника позволяет отрегулировать длину штрихов, используя возможности программ бортового компьютера.

Дорожная разметка: нанесение вручную

Обычно дорожная разметка наносится специальной техникой, но в некоторых случаях допустимо использование ручных инструментов для покраски небольших или сложных для нанесения материала разметочной техникой участков.

Читать еще:  Пароизоляция под профнастил холодной крыши

В качестве инструментов используются кисти, валики и шаблоны для нанесения дорожной разметки. В некоторых случаях используются разбрызгивающие пистолеты. Они обычно входят в комплект разметочных машин.

Основной инструмент при нанесении дорожной разметки вручную — шаблон. Его использование обеспечивает точность величины линий разметки. Обязательным условием для шаблона также считается легкость очистки от краски.

Обычно в качестве шаблонов используются листы алюминия или стали толщиной около 1,5 мм.

Какие методы нанесения дорожной разметки использует компания «СТиМ»?

Компания «СТиМ» использует два метода нанесения дорожной разметки:

  • С помощью краски
  • С использованием пластика

Нанесение разметки с помощью краски — самый дешевый. Данный способ используется для маркировки проезжих частей на парковках и территориях прилегающих к жилым зонам.

Нанесение дорожной разметки с использованием пластика характеризуется высокой износоустойчивостью, а также высокой видимостью в дневное и ночное время.

Цвет дорожной разметки

Решающим критерием для выбора цвета разметки стала его контрастность по отношению к цвету дорожного покрытия. Для дорожной разметки в основном используются белые и желтые цвета, как особо контрастные к серому и черному цвету покрытия.

История дорожной разметки

Дорожная разметка берет свое начало на улицах древних городов Греции и Рима, когда выложенные светлым камнем в центре дорог линии разграничивали полосы встречного движения.

Первая дорожная разметка краской была нанесена женщиной в городе Индио в Калифорнии в 1917 году. Медсестра Джун МакКэролл на своем автомобиле спешила на работу. По встречному направлению навстречу ей несся грузовик, Джун чудом увернулась и съехала на обочину. Этот случай подтолкнул ее к мысли пометить дорогу, отделив встречное движение. Однако обратившись к местным властям, она ничего не добилась. Тогда медсестра взяла краску и кисти и собственноручно нарисовала линию длиной в две мили по центру дороги, которая проходила возле ее дома.

После этого она не остановилась и писала письма во все инстанции, выступала на различных общественных мероприятиях. В конце концов ее голос был услышан, и в 1924 году местным законодательством был принят указ, предписывающий Дорожной комиссии наносить дорожную разметку. Вслед за США, наносить дорожную разметку стали и европейские страны.

Нанесение первой дорожной разметки стало настоящим событием, о котором сообщалось во всех газетах.

Сегодня материалы для нанесения дорожной разметки производятся с учетом всех требований по защите окружающей среды, служат долго и повышают безопасность дорожного движения. Дорожная разметка — краска, эмаль, пластики и термопластики — помогает водителям ориентироваться на дорогах и снижает риск возникновения аварий.

Методические рекомендации Методические рекомендации по приготовлению термопластика для разметки дорожных покрытий

Термопластик как современный материал для дорожной разметки

На сегодняшний день существует несколько основных видов материалов для дорожной разметки: краски, термопластики, холодные пластики, спрей-пластики, полимерные ленты и световозвращатели (катафоты), из которых краски и термопластики получили наиболее широкое применение.
Явным преимуществом термопластиков является их высокая долговечность, к тому же, в отличие от красок, в них отсутствуют растворители и легко летучие продукты, что сводит к минимуму экологическое воздействие на природу и улучшает условия труда персонала, производящего работы по нанесению разметки.

Термопластик представляет собой терморазмягчаемый материал в виде сыпучей смеси из полимерных связующих, минеральных наполнителей, пигментов, пластификаторов и функциональных добавок, образующей после разогрева, вымешивания и охлаждения твердое непрозрачное покрытие.

Выпускается термопластик двух типов: со световозвращающими стеклошариками и без них, причем стеклошарики могут быть либо уже включены в сырьевую смесь, либо наноситься на поверхность еще горячего термопластика до его отверждения.

Нанесение дорожной разметки термопластиком осуществляют механизированным способом с использованием специального разметочного оборудования или вручную с помощью специальных устройств — волочильных ящиков.

Нанесение разметки ручным и полуавтоматическим способом

При нанесении разметки ручным способом используют шаблоны-трафареты, изготовленные из листа стали или алюминия, положение линии разметки фиксируется. Краска наносится с помощью краскораспылителя.

Для небольших и средних объёмов работ предусмотрены специальные ручные аппараты – небольшая малогабаритная разметочная техника, которая позволяет наносить краску на ограниченном пространстве. Ручные аппараты разметки наносят краску по принципу нагнетания давления, что даёт возможность использовать материал с низкой текучестью.

Для нанесения маркировки горячим термопластиком на бетонных и асфальтобетонных поверхностях используют ручные разметочные аппараты. Материал подогревается газовыми горелками и перемешивается до определённой консистенции. Горячий расплавленный пластик поступает самотёком в каретку, на покрытие пластик наносится с помощью волочения. Длина линии регулируется оператором разметочного аппарата.


Полимерные связующие

В качестве связующих наибольшее распространение получили полиэфирные и углеводородные смолы. Полиэфирные смолы более токсичны и при рабочих температурах обладают резким запахом. Помимо этого, термопластик для дорожной разметки на этих смолах, по опыту производителей, несовместим с большим числом полимерных материалов, использующихся в качестве модифицирующих добавок, обладает высоким влагопоглощением и более низкой, чем у термопластиков на углеводородных смолах, износоустойчивостью, вследствие чего в современных термопластиках, обычно применяются углеводородные смолы.

Виды термопластика

Наиболее эффективным считается состав на основе полиэфирной смолы. Отлично подходит для дорожных магистралей со слабой интенсивностью движения. Устойчив к смене сезонов и резким перепадам температуры воздуха.


Двухкомпонентный пластик холодного формирования

Для асфальтобетонных покрытий используют нефтеполимерный термопластик. Он известен устойчивостью к повышенным нагрузкам и обладает усиленным светоотражающим эффектом, обеспечивающим безопасность движения на дороге.

Наполнители

В термопластиках используются как кварцевые, так и карбонатные наполнители. Карбонатные представлены различными видами карбоната кальция (мраморный отсев, микрокальцит) и доломитом, кварцевые — песком и тонкомолотыми кварцевыми наполнителями.

Важнейшими характеристиками наполнителей в термопластике являются их гранулометрический состав, обеспечивающий необходимые значения текучести расплава и влияющий на основные эксплуатационные свойства конечного материала, и белизна, высокие значения которой позволяют достигнуть показателей белизны термопластика, соответствующих нормативным требованиям.

Функциональные добавки

Введение функциональных добавок в состав термопластика необходимо для достижения высоких значений его технических характеристик. Каучуки-эластопласты являются той добавкой, без которой не обходится ни одна рецептура современного термопластика. Как правило, в состав сырьевой смеси вводится 0,5-2% SIS – стирол-изопрен-стирол блоксополимера, придающего материалу гибкость, снижающего его водопоглощение и повышающего адгезионные свойства.

Также широко применяются антиседиментационные добавки, позволяющие обеспечить равномерность качества разметки на дорожном полотне, добавки, снижающие липкость поверхности термопластика, и другие добавки, в зависимости от того, какие характеристики конечного материала нуждаются в корректировке.

Транспортировка и хранение термопластика

Выше отмечалось, что перевозка данного сыпучего материала не вызывает трудностей. Для удобства он фасуется в полиэтиленовые мешки. Примечательно то, что многие специалисты подготавливают термопластик (разогревают его) вместе с тарой. Полиэтилен не растворяется и выступает в качестве дополнительного наполнителя, но это во многом зависит от состава и характеристик самого термопластика.

При хранении этого материала необходимо учесть две вещи:

  1. Держать мешки в темных помещениях, куда не проникают солнечные лучи.
  2. Следить за уровнем влажности воздуха.


Термопластик следует хранить в защищенном от солнца месте
Последнее условие является наиболее важным. Попадание воды может привести к ее вскипанию при нагреве термопластика до рабочей температуры. Это влечет за собой образование пузырьков воздуха, что ухудшает структуру разметки при отверждении. В связи с этим снижается текучесть материала.

Длительное воздействие солнечного света приводит к размягчению смолы, входящей в состав термопластика. Это может способствовать спеканию порошкообразного материала. Образуется плотный кусок, усложняющий загрузку материала в котел экструдера.

Температура плавления

Определяется как температура перехода сырьевой смеси термопластика из твердого агрегатного состояния в жидкое. Ее значение устанавливают при помощи термометра.

Рабочей температурой называется температура, при которой расплав термопластика становится полностью однородным. Измеряется с помощью термометра. Лимитирующей стадией процесса достижения однородности расплава, как правило, является растворение модифицирующей добавки SIS, которая содержится в составе сырьевой смеси в виде гранул.

Рабочая температура является важной технологической характеристикой термопластиков, ее необходимое значение подбирается в зависимости от эксплуатационных особенностей применяемого разметочного оборудования и должно быть в пределах 180-210°С.

Адгезия на отрыв от асфальтобетона

Адгезионная прочность термопластика на отрыв от асфальтобетона определяется как усилие, необходимое для отрыва образца термопластика от асфальтобетонной подложки. Адгезия термопластика в значительной степени зависит как от состава сырьевой смеси, так и от температуры термопластика при его нанесении на асфальтобетон, поэтому все образцы для испытаний должны формоваться при одинаковых температурах расплава. Адгезия термопластика к асфальтобетону измеряется при помощи адгезиметра и должна быть более 0,5 МПа.

Для чего необходима уличная разметка

Качественная разметка придает объекту не только красивый внешний вид, но и является настоящим инструментом для организации бизнеса.

  • Разделение парковки на отдельные места увеличивает ее вместимость на 25%.
  • Качественная и видимая дорожная разметка уменьшает вероятность ДТП на 30%.
  • Организация разметки на стоянке способна ускорить разгрузки и погрузку машины на 30%.
  • Яркая и понятная разметка около дорог на 30% снижает попадание детей и велосипедистов в ДТП.
  • Красивая и интересная разметка в дошкольных учреждениях, дворах кафе и прочих развлекательных местах радует детей и повышает их интерес к данному учреждению, что не может не сказаться на частоте его посещения.

Водопоглощение

Определяется по разнице в массе образцов термопластика до и после выдерживания их в воде в течение 2 суток и не должно превышать 0,01%. Методика измерения описана в ГОСТ 21513-76 «Материалы лакокрасочные. Методы определения водо- и влагопоглощения лакокрасочной пленкой». Стойкость к статическому воздействию химических реагентов Согласно ГОСТ Р 52575-2006 составляет не менее 72 часов и определяется наблюдением за видимыми повреждениями поверхности покрытия из термопластика при выдержке его в:

  • воде и 10% водном растворе гидроксида натрия при 20±2°С;
  • 3%-ом и насыщенном водном растворе хлорида натрия при 0±2°С.

Методика проведения испытаний описана в ГОСТ 9.403-80 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей».

Термопластик и его особенности

Инновационный материал имеет множество достоинств. Главное — он практичнее, надежнее, долговечнее обыкновенных красок, используемых ранее для нанесения разметки на проезжей части и тротуарах. Производится с учетом норм ГОСТ Р 52575-2006. Предназначается для создания разметки на горизонтальных покрытиях:

  • асфальтобетонных дорогах;
  • открытых стоянках и паркингах;
  • остановках городского транспорта;
  • пешеходных переходах.


Использование термопластичного состава для разметки пешеходного перехода
Термопластик применяется и в промышленности. Подходит для разметки складских помещений, производственных цехов, разгрузочных площадок. Одна из его особенностей — он наносится при температуре +180 градусов Цельсия. Для этого предназначается специальная техника экструдерного/кареточного типа.

Физико-химические характеристики

Сыпучая порошкообразная смесь, простая в погрузке, транспортировке, использовании. Имеет светло-серый цвет морского песка, в консистенции встречаются комочки до 10 мм. Среди ключевых характеристик нужно отметить:

  • плотность в отвердевшем состоянии — 1,85/2,2 г/куб. см;
  • температура размягчения — 80 градусов Цельсия;
  • коэффициент яркости — 75%;
  • время отверждения — примерно 10 минут при температуре +18… +22 градуса Цельсия и влажности 60–70%;
  • скорость истечения — 4,0 г/с;
  • диапазон рабочих температур — примерно 180–205 градусов Цельсия.


Состав Экватор для горизонтальной разметки автомобильных дорог
Расход термопластика при нанесении дорожной разметки составляет приблизительно 8 кг/кв. м при толщине слоя до 4 мм. Стандартная толщина варьируется в диапазоне от 2 до 4 мм.

Для увеличения светоотражающего эффекта в темное время суток выпускаются смеси со стеклошариками. Они должны составлять не менее 20% от общей массы. Чтобы добиться наилучшего эффекта, рекомендуется придерживаться инструкции производителя.


Покрытие со светоотражающими стеклошариками

Состав термопластика

При изготовлении данного средства могут применяться следующие материалы:

  • полиэфирные/нефтеполимерные смолы;
  • трансформаторное масло;
  • органические пигменты;
  • мраморный отсев, фарфоровая крошка и прочие белые наполнители;
  • песок;
  • двуокись титана/цинка;
  • пластификаторы;
  • добавки, усиливающие потребительские качества.


Компоненты для приготовления термопластичного состава
Несмотря на существование единой рецептуры получения термопластика, каждый производитель стремится придерживаться собственного состава. При приобретении следует внимательно ознакомиться с ним и изучить ключевые технические характеристики.

Существует нескольких видов данного материала. Особенность заключается в том, что они совместимы друг с другом, а также с иными разметочными материалами. Термопластик часто используют вместе с фракционными наполнителями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector