0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство пандуса на лестнице

Пандус: виды, характеристики, ответственность за отсутствие и ГОСТ

Содержание статьи:

  1. Разновидности пандусов
  2. Требования при выборе пандуса
  3. Ответственность за отсутствие пандусов
  4. ГОСТ

Пандус (переводится с французского языка как пологий скат), представляет собой сооружение, возводимое из металла, бетона, и призванное соединить разноуровневые плоскости для комфортного перемещения техники, пешеходов с колясками или людей с ограниченными возможностями, пользующимися специальными средствами передвижения.

Фото металлического пандуса

Сооружение иначе называется рампой, аппарелью и предназначено для удобного входа, въезда колясочников в общественные и жилые здания, подземные и надземные переходы, многоярусные автостоянки другие места.

Виды пандусов

Приспособления для безопасного перемещения людей с ограниченными способностями изготавливаются из высокопрочной стали. В зависимости от места монтажа подразделяются на:

  1. стационарные;
  2. мобильные.

По конструктивным особенностям и функциональности делятся на следующие типы:

  1. Откидные;
  2. Ролл-пандусы;
  3. Мобильные, куда входит телескопическая, переносная и рампа.

Стационарные

Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.

Как выглядит стационарный пандус

Возведение железобетонных пологих конструкций с поручнями, предполагается еще на стадии создания проекта здания. Располагают пологие спуски на входе в жилые дома, магазины, аптеки, и другие общественные здания.

Откидные

Откидные металлоконструкции применяются в подъездах многоэтажных домов, где площадь лестничной клетки не рассчитана на возведение стационарного спуска. Сложенный откидной элемент не мешает прохождению жильцов по лестнице. Когда же требуется спустить или поднять средство для перемещения инвалидов или маленьких детей по лестничному маршу, аппарель опускается на ступени, после чего снова поднимается и крепится к стене или перилам на специальные петли.

Металлоконструкция, опираясь на каждую ступень лестничного марша, равномерно распределяет нагрузку от веса человека и средства передвижения. Выполняется из нержавеющей стали или прочного алюминия, оснащается ручкой и фиксатором. С помощью этих элементов полозья опускаются и крепятся к стенам или перилам. В поднятом состоянии толщина модели не превышает 4 см.

Как выглядит откидной пандус

Расстояние между полосами от 25 до 30 см. Длина полос в пределах 200 см, ширина 20 см. Полозья, соединенные между собой поперечными элементами и оснащаются бортиками с закругленными краями для предотвращения соскальзывания колес и риска получить травму ног человека, сопровождающего инвалида или управляющего детским транспортом.

Борта изделия не одинаковые по высоте. Если у внешнего ограждающего элемента высота 40 мм, то внутренний равняется 20 мм. Такие размеры подходят для транспорта инвалидов, детских трость-колясок, чемоданов, снабженные колесами малого диаметра. Внешний бортик нужен для безопасности движения, он не дает соскользнуть колесам малогабаритного транспорта.

У пандусов откидного типа следующие преимущества:

  1. Используются для передвижения малобильных граждан на специальных средствах;
  2. Устанавливаются в лестничных проемах – широких и узких;
  3. Малая масса и легкая установка;
  4. Антискользящее покрытие на полозьях исключается риск получения травмы.

Такие же откидные изделия, но специального типа используются для въезда колясочников в общественный городской транспорт.

Ролл-пандусы

Эти изделия появились не так давно. Представляют собой ленту, состоящую из нескольких секций, оснащенных для взаимного соединения гибким креплением. Материал – высокопрочный сплав алюминия, применяемый для строительства самолетов. Благодаря съемным секциям и гибкому крепежу роллопандус необходимых размеров собирается в нужном месте.

Как выглядит роллопандус

За счет использования гибкого крепления секций роллопандус собирается в рулон, который легко помещается в багажнике автомобиля или переносится вручную. Главное преимущество в том, что используется в местах, где нельзя возвести стационарное сооружение – в лестничных проемах одноэтажных и многоэтажных домов, на пересеченной местности.

Мобильные варианты

Мобильные пандусы, иначе называемые съемными, переносными или перекатными, состоят из двух отдельных металлических направляющих, обрамленных боковыми ограждающими элементами.

Направляющие устанавливают в необходимом месте для проезда инвалидного транспорта в нужное время. У подобного варианта один недостаток, который заключается в том, что нет поручней, без которых инвалид не сможет самостоятельно подняться по пологому спуску, потребуется помощь стороннего человека.

Другой тип представляет собой телескопическое изделие (складные), состоящее из двух полос с боковыми бортиками. Каждая изготавливается из двух или трех секций, которые вкладываются друг в друга. Телескопическое изделие за счет вкладышей-секций увеличивается по длине в два-три раза. С помощью специальных креплений телескопический механизм укладывается на лестничные марши, создавая комфортный проезд для маломобильных людей или детского транспорта. Изготавливается из легких и прочных сплавов металлов, способных выдерживать нагрузку до 400 кг, куда входит масса транспортного средства и вес человека. Оснащение телескопических устройств противоскользящим покрытием, исключает риск получения травмы человека. Подобное изобретение используют в местах скопления людей.

Рампы, относящиеся к мобильной группе устройств, производят в двух вариантах:

  1. бордюрный;
  2. площадка.

Бордюрный в форме треугольного валика с одной длинной пологой плоскостью, предназначен для преодоления выступов на пути коляски – порогов, тротуарных поребриков и прочих подобных преград. Производят бордюрный элемент из металла или плотной резины. Основное преимущество – возможность установки силами человека, который находится в коляске. Горизонтальная рампа изготавливается из цельного или перфорированного металлического листа. К недостатку бордюрных относится то, что их установка на пороги дверного проема, мешает закрыванию дверей.

Встречается, хотя и редко, модель, которая имеет встроенный обогреватель, обеспечивающий безопасное движение колясочников в зимнее время.

Требования при выборе и установке пандуса

При устройстве пологого спуска для колясок необходимо соблюдать требования, предъявляемые к подобным сооружениям, которые прописаны в – ГОСТах, СНиПах и СП. Угол наклона, за редким исключением не может превышать 8 градусов.

Обязательное условие – наличие горизонтальных опорных поверхностей предназначенных для маневрирования инвалидного транспорта. Их площадь должна превышать размеры коляски в плане. Конкретные размеры определяются в зависимости от ширины спусков и их функциональности – для поворота коляски или разворота на 90 или 180 градусов, горизонтальная часть должна быть размером 140х140см и 180х150 см, соответственно.

Аппарели, предназначенные для эксплуатации на открытом воздухе, оборудуются противоскользящим покрытием или изготавливаются из рифленой стали.

Минимальная ширина пандуса не менее 90 см, максимальная – 180 см. Длина пролета без устройства промежуточных горизонтальных элементов делается в пределах 9 м.

Пологие спуски в обязательном порядке оборудуются поручнями в соответствии с требованиями норм и правил:

  1. Поручни делаются из прочного и гладкого материала, устойчивого к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды;
  2. Размер ограждений круглой или овальной формы не может превышать в поперечнике 60 см;
  3. Выступающие края поручней закругляют, чтобы исключить риск получения травм.
Стандартные размеры пандусов по ГОСТ

НаименованиеЗначение, мм
Максимальная длина пандуса для инвалидов36000 мм
Ширина пандуса для детских колясокдо 1000 мм
Ширина откидных пандусов в подездене менее 1850 мм
Размер для разворота коляскиот 2200 мм
Угол наклона пандусане более 18%

Ответственность за отсутствие пандусов

Лица, отвечающие за установку пандуса, в случае его отсутствия привлекаются к административной ответственности согласно статье 9.13 КоАП РФ. На должностных лиц налагается штраф от 2000 до 3000 рублей, на юридическое лицо от 20 000 до 30 000 руб. Если пандус имеется, но выполнен с отклонениями от нормативных документов, для организации, занимавшейся его сооружением, предусмотрен штраф, составляющий 50 тысяч рублей.

Повышенную степень ответственности несут владельцы аптек. Частник или руководитель фармацевтического предприятия, не обеспечивший инвалидам доступ в аптеку, заплатит 4 — 5 тысяч рублей, само же предприятие может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей. Штраф может быть заменен приостановкой деятельности аптек на 3 месяца, пока не будет сделан пандус.

Устройство аппарелей для малобильных людей регламентируется:

  1. Статьей 15 закона N 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ», принятого 24.11.1995 и дополненного в 2018 году. Действие поправок началось с 1 января 2019 года. Градостроительным кодексом Российской Федерации.
  2. Постановлением «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» принятым правительством РФ 09. 07.2016 г.

Требования и нормы устройства сооружений, предназначенных для комфортного доступа инвалидов-колясочников к жилым и общественным зданиям, прописаны в следующих документах:

  1. ГОСТ Р 51261-99;
  2. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  3. Правила проектирования и строительства 35-101-2001.
  4. Свод правил 59.13330.2012, последняя редакция СНиП 35-01-2001.

Однако, при строительстве пандусов СНиП имеет преимущества перед СП. Кроме федеральных законов в каждом регионе принимают свои постановления, не идущие вразрез с действующим законодательством.

Виды и типы пандусов

Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет две поверхности разной высоты. Она предназначена для спуска-подъема инвалидных и детских колясок, а также другого малогабаритного колесного транспорта. Пандусы помогают маломобильным группам населения преодолевать лестничные пролеты, ступеньки, высокие пороги и другие барьеры, которых не замечает большинство людей. К маломобильным группам относятся не только инвалиды и родители с детскими колясками, это также пожилые люди, беременные женщины и те, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими возможности передвижения.

Пандусы устанавливают в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Согласно букве закона они должны быть во всех общественных пространствах, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан к социально значимым объектам. Бывают исключения, когда установить пандус технически невозможно, и тогда вход должен быть оборудован кнопкой вызова или лифтом. Но в большинство случаев, если есть лестница, можно подобрать и подходящий вид пандуса.

Виды пандусов по типу конструкции

  • Стационарные.
  • Откидные.
  • Съемные.

Стационарные аппарели

Стационарные пандусы рассчитаны на длительную эксплуатацию. Их устанавливают возле входов в жилые дома, а также в клиники, аптеки, школы, магазины и развлекательные центры. Современные строительные стандарты и нормы изначально предусматривают наличие стационарных пандусов, поэтому запроектировать больницу или торговый центр без пандуса можно только в нарушение СНиП.

Стационарные аппарели дублируют лестницу. Как правило, они представляют собой несколько наклонных поверхностей с поворотными площадками между ними. Вдоль пандуса обязательно устанавливают поручни. Высота и конструкция зависят от общей высоты подъема: важно выдержать безопасный для спуска и подъема угол наклона поверхности, поэтому вместе с высотой подъема возрастает и количество пролетов аппарели.

Откидные пандусы

Этот вариант аппарелей предусматривает откидной механизм. Как правило, такие конструкции монтируют там, где невозможно установить стационарный пандус. Для него может попросту не быть места: например, если речь идет о пролете между этажами жилых многоквартирных или частных домов. Благодаря подъемному механизму аппарель можно раскладывать (тогда она закрывает лестничный пролет), а затем складывать, освобождая лестницу.

Визуально откидной пандус напоминает платформу или рельсы. С одной стороны он надежно прикреплен к поручням или стене. Для крепления используют специальные замки или строительные петли. Вторая сторона пандуса остается свободной, поэтому конструкцию можно свободно поднимать и опускать по мере надобности. Когда нужно воспользоваться аппарелью, замок открывают, опускают платформу на марш. Затем ее вновь поднимают и фиксируют замком у стены.

Съемные или портативные аппарели

Это складные, мобильные конструкции, которые легко установить и демонтировать. Весит съемный пандус немного, в сложенном виде он компактный, поэтому портативные конструкции можно перевозить с места на место. Чтобы уменьшить вес, производители изготавливают мобильные пандусы из облегченных сплавов стали и алюминия. Существует несколько видов съемных аппарелей, которые конструктивно существенно отличаются друг от друга.

Виды съемных пандусов
  • Рампа.
  • Ролл.
  • Телескопические.

Рампа – это пандус для преодоления порог. Он по определению не бывает высоким, поскольку не рассчитан на ступеньки. Рампы используют инвалиды и родители с маленькими детьми: она позволяет безболезненно преодолевать невысокие препятствия. Коляску не всегда можно перенести через бордюр или порог – тут и приходит на помощь этот вид съемных пандусов. Рампа легко устанавливается и демонтируется, ее делают из сочетания резины и металла.

Максимальная высота преграды, для которой подходит пандус-рампа, – 15 см. Конструкция обычно имеет форму клина, у нее фиксированная высота и ширина. Если препятствие похоже на выступ, рампу придется устанавливать с двух сторон.

Ролл – высокотехнологичная конструкция из большого количества поперечных секций, соединенных при помощи специальных креплений. Секции можно отсоединять и добавлять, регулируя размеры пандуса. Свое название эта категория аппарелей заслужила за то, что в сложенном состоянии выглядит как рулон. Их удобно возить в багажнике авто, а благодаря съемным секциям конструкция без труда подгоняется под разную высоту препятствий. Несмотря на компактность и небольшие размеры, у роллов много плюсов:

  • повышенная грузоподъемность;
  • высокая прочность;
  • небольшой вес.
Читать еще:  Устройство забирки из досок

Эта категория раздвижных пандусов использует телескопический принцип увеличения длины. Благодаря этому в собранном виде конструкция кажется маленькой, ее удобно перевозить, но раздвигаясь, этот вид пандусов увеличивается больше, чем в два раза. Визуально телескопическая конструкция похожа на две параллельные аппарели.

Пандус обязательно предусматривает противоскользящие поверхности: это важное условие, поскольку без него есть риск соскальзывания колясочных колес. Также без противоскользящей поверхности существует вероятность, что спуск будет слишком быстрым и опасным для инвалидов.

Где пригодятся телескопические пандусы?

  • В общественном транспорте.
  • При преодолении парапетов.
  • При подъеме по ступенькам.

Конструкция пандусов

Пандусы имеют один из двух типов конструкции: платформа или рельсы. Рельсы – это две параллельные секции. Как правило, их изготавливают из металла. Например, все преимущества роллов достигаются за счет авиационного алюминия – легкого, но сверхпрочного сплава. На металл наносят противоскользящее покрытие. Мобильные откидные аппарели чаще всего имеют конструкцию в виде рельсов.

Но стационарные пандусы в большинстве случаев представляют собой платформы: наклонные площадки шириной от 60 см до 2,5 м. Впрочем, портативные аппарели также могут представлять собой платформу: рампа обычно имеет именно такую конструкцию. Платформы производят либо из алюминия, либо из стали, а стационарные аппарели могут быть бетонными. Особо стоит выделить «книжки» – небольшие пандусы из двух секций, которые складываются наподобие чемодана или книги. Такие «книжки» удобно возить с собой.

Технические требования к пандусам для инвалидов

Поскольку пандусы предназначены для спуска и подъема маломобильных групп населения, к их конструкции строительные стандарты и нормы предъявляют строгие требования. Нарушение этих требований приводит к тому, что аппарелью становится невозможно пользоваться по назначению. Спуск или подъем по такому пандусу может быть потенциально опасным для инвалидов в колясках.

Одно из главных условий – угол наклона марша. Пандус может состоять из нескольких маршей, между которыми будут находиться поворотные площадки. Количество маршей и площадок зависит от высоты подъема или спуска и продиктовано в том числе необходимостью соблюсти безопасный уклон. Он составляет от 8 до 15%. Почему этот параметр измеряют в процентах? Проценты отражают соотношение суммарной длины горизонтальной плоскости и высоты, на которую нужно подняться.

В большинстве случаев максимальным допустимым углом наклона марша будет 8%, но если длина аппарели не превышает 20 см, можно увеличить угол еще на 2%. Если же угол станет больше при увеличении длины аппарели, подниматься и спускаться будет небезопасно. Другие важные технические требования:

  • Высота подъема одного марша – не больше 800 мм.
  • Горизонтальная длина спуска – 9 м.
  • Ширина – от 150 до 200 см.

Требования к площадке

Каждая аппарель предусматривают входную и верхнюю площадки, а при необходимости – и промежуточные. Ширина площадки не может быть меньше 185 см, размер места для разворота – 220 см. Если двери открываются внутрь, глубина площадки – 140 см, а если наружу – 150 см. При установке открывающихся наружу дверей важно учитывать возможность маневрировать на площадке. Для соблюдения этого условия глубина может быть увеличена.

Если конструкцию монтируют на открытом воздухе, нужно исключить обледенение. Поэтому основной материал покрывают антискользящим слоем. Также эту задачу можно решить за счет навеса или подогрева. Ширина промежуточной площадки не может быть меньше ведущих к ней дорожек.

Ограждение

Любая сторона аппарели, которая не примыкает к стене, должна быть ограждена. Необходимы одинарные или парные поручни, перила. Их высота – 700 и 900 мм от пола аппарели. Перила должны образовать сплошную линию на одном расстоянии от поверхности. На конце нижнего марша они должны выступать на 30 см. Материал поручней тоже необходимо защитить от обледенения. Перила должны быть прочными, надежными, устойчивыми к боковым нагрузкам.

Важно помнить, что за перила люди будут держаться при подъеме и спуске. Движение на аппарели может быть как односторонним, так и двухсторонним. При двухстороннем направлении движения человек сможет взяться за поручень только с одной стороны, поэтому угол наклона пролета сокращается до 6%. Впрочем, можно установить дополнительный поручень посередине широкого пролета.

К тому же края аппарелей снабжают специальным бортиком до 5 см. Его задача – предотвратить соскальзывание колес. Поскольку аппарели принадлежат к конструкциям, которые создают безбарьерную среду для маломобильных групп населения, и от них часто зависит свобода передвижения граждан, производить и монтировать аппарели имеют право только компании, которые прошли официальную аккредитацию.

Пандусы для инвалидов

10 минут Татьяна Григорьева 2076

  • Основные характеристики пандуса
  • Правила установки и размеры
  • Угол наклона
  • Поручни и перила
  • Бортики и горизонтальные площадки
  • Аппарель и виды пандусов
  • Заключение
  • Видео по теме

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Читать еще:  Пеноблок достоинства и недостатки

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Пандусы для инвалидов: нормы

Пандусы необходимы, чтобы обеспечить инвалидам, в том числе передвигающимся на колясках, доступ в здания наравне со здоровыми людьми, возможность пользоваться всеми услугами, не испытывая ограничений. Согласно нормам, здание должно иметь по меньшей мере один вход, приспособленный для людей с ограниченными возможностями.

Нормативные документы

Правила установки пандусов для инвалидов в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина регулируются следующими документами.

СНиП 35-01-2001

Это нормативный документ 2001 года, который в 2012 году был заменен более актуальной версией, но не утратил силу. Этот СНиП регламентирует доступность зданий для людей с ограничениями в подвижности.

Согласно этому нормативу, для движения инвалидных колясок угол наклона должен быть не более 5%, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 см. Если спуски, лестницы и другие элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов.

Пандусы должны изготавливаться из негорючих материалов, их делают прямыми за исключением случаев, когда это невозможно, тогда допускаются винтовые конструкции. Перед наклонными спусками пол окрашивают контрастной краской или делают рифленым на расстоянии 60 см.

Чтобы колеса колясок не могли соскользнуть, наклонные спуски оборудуются бортиками высотой 5 см или ограждениями.

Подъем (один марш) должен быть не больше 80 см в высоту с углом наклона не больше 8%. Если перепад высот небольшой (не более 20 см), то разрешен уклон до 10%.

Если подразумевается одностороннее движение, то ширина пандуса должна быть более 1 м (рекомендуется 1,5 м).

СП 59.13330.2012

Этот документ (свод правил) — редакция или более актуальная версия упомянутого выше СНиПа. В нем указаны несколько другие нормативы, например, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если необходимо подниматься на большую высоту, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

Также согласно этому документу, в некоторых случаях угол наклона может быть больше:

  • для временных сооружений и объектов, а также пандусов в общественных зданиях, уклон может быть до 1:12 (8%), если перепад высот не превышает 50 см, а длина наклонного спуска не более 6 м;
  • 1:10 (10%), если перепад высот не более 20 см.

Перепад высот считается между горизонтальными площадками.

В этим СП также оговариваются пандусы на пешеходных наземных, подземных и надземных переходах. На наземных переходах по обеим сторонам должны быть оборудованы бордюрные пандусы. Надземные и подземные переходы тоже должны быть снабжены пандусами. Поверхность пандусов покрывают нескользящими материалами.

Пандусы и лестницы должны иметь удобные поручни, расстояние между которыми — 0,9-1 м. По обеим сторонам пандусов для инвалидов делаются ограждения на высоте 85-92 см и 70 см. Также на промежуточных площадках и на съездах должны быть предусмотрены колесоотбойные устройства, их высота должна быть равна 0,1 м.

На концах конструкций делают горизонтальные площадки. Их ширина должна составлять минимум 150*150 см. На участках с интенсивным движением нужна площадка большего размера — 210*210 см.

Наклонные спуски для колясок маркируют текстурой или яркими цветом, выделяя их начало и конец. Там, где угол наклона поверхности меняется, на уровне земли предусматривают источник света яркостью 100 лк.

Что касается пандусов для инвалидов в общественных зданиях, то к ним предъявляются такие же требования по габаритам. Через каждые 8-9 м делают горизонтальные площадки, они необходимы также, если меняется направление движения. Эти площадки делают размером не меньше 1,5 м по направлению движения при прямом варианте пандуса и 2 м — при винтовом.

Пандусы должны быть снабжены поручнями, выступающими за пределы наклонного спуска на 0,3 м. Поручни делают округлыми, толщиной 4-6 см, с безопасными завершениями. От поручня до гладкой стены должно быть минимум 4,5 см, до шероховатой — 6 см. На внешних относительно марша или верхних поверхностях перил располагают рельефные знаки, предупреждающие об окончании поручня.

ГОСТ Р 51261-99

Этот норматив был принят в 1999 году, в нем регламентируются опорные устройства для инвалидов в общественных и жилых зданиях и на транспорте. В нем перечисляются типы этих устройств и описываются требования к ним.

Согласно этому документу, на пандусах для инвалидов, передвигающихся на колясках, предусматривают поручни. Они необходимы, если имеется подъем высотой больше 150 мм или проекция марша больше 180 см.

Также в начале и конце наклонного спуска предусматривают горизонтальные площадки протяженностью не менее 30 см.

Как понимать обозначения в нормативах? Перепад высот 1:20 — это отношение высоты подъема к его проекции, как на рисунке. Он может быть выражен и в процентах, тогда уклон равен 5%. Угол наклона задают и в градусах, но на практике это неудобно. Чаще пользуются первыми двумя способами.

Пандусы могут быть:

  • стационарными,
  • съемными.

Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.

Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.

В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.

Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это

  • телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
  • рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
  • ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.

Требования к конструкциям

Входная площадка

Согласно требованиям, пандусы оборудуются горизонтальными входными площадками определенного размера. В СП 30-102-99 описываются ее параметры:

  • ширина – не менее 185 см;
  • глубина – 1,4 м в случае дверей, которые открываются внутрь дома, и 1,5 м для открывающихся наружу;
  • площадка для поворота инвалидной коляски – не менее 220 см в ширину.

Еще один нормативный документ — СП 59.13330.2012 — предъявляет другие требования к входной площадке по ее размеру и оборудованию:

  • над площадкой должен быть сделан навес;
  • зимой при наличии такой возможности следует устроить подогрев площадки;
  • если дверь открывается наружу, то площадка должна иметь габариты не менее 140*200 или 150*185 см;
  • площадку делают размером не меньше 220*220 см.

Размеры

Пандусы для инвалидов необходимо устанавливать при разнице высоты больше 1,5 см. По требованиям наклонные спуски для колясок оборудуются на всех лестницах. Если высота составляет более 3 м, вместо пандусов для передвижения инвалидов делают подъемные устройства.

Высота марша пандуса делается не больше 0,8 м. По краю конструкции устанавливают бортик высотой 5 см или металлическую трубку на высоте 10-15 см. Если по пандусу предполагается одностороннее движение, то его ширина должна быть от 1,5 м, а если двухстороннее — от 1,8 м (оптимальная ширина — 2 м).

Уклон

Согласно нормативам, уклон пандуса для инвалидов не должен быть более 10%, в отдельных случаях — до 15-18%. Продольный уклон (как показано на рисунке) не должен превышать 10 градусов. На лестницы пандусы не устанавливают — взобраться по такой «горке» будет невозможно.

Двухколейные варианты удобны только там, где ими пользуется один человек, например, в частном доме. В общественных зданиях, где должна иметь возможность пройти любая коляска, делают сплошные наклонные спуски. Если посередине нужно сделать ступеньки для подъема человека, который помогает инвалиду, то колеи большой ширины, так как у разных моделей колясок разные расстояния между колесами.

Размеры конструкции легко посчитать с помощью теоремы Пифагора. Если известен перепад высот H и длина проекции наклонного спуска L, то находим длину самого пандуса как квадратный корень из H^2+L^2. Найдя длину пандуса, можно понять, нужно ли для него делать горизонтальные площадки.

Читать еще:  Как сделать скульптуру из гипса своими руками

Правила установки

Для установки пандуса в жилых домах согласие жильцов не требуется. Каждый человек с ограниченными возможностями имеет право на более безопасное и доступное пространство.

Нельзя устанавливать другие объекты, такие как рекламные щиты, так, чтобы они перекрывали вход на пандус для инвалидов.

Если пандус устанавливают в доме, то он не должен начинаться сразу же от входной двери квартиры. Между ним и дверью делается быть горизонтальная площадка.

Не всегда есть возможность установить в общественных местах и жилых домах пандусы согласно нормативам. Тогда приходится делать их с нарушением правил, однако минимальные требования к проектированию необходимо соблюдать:

  • ширина — не менее 85-90 см;
  • должны иметься поручни и ограждения;
  • допускается уклон 5%, максимальный 18% (разрешается только при отсутствии возможности сделать меньший уклон);
  • максимальная длина марша при уклоне, превышающем 10% – 7 м.

Поручни устанавливают с внутренней стороны марша. Они должны быть непрерывными на каждом участке пути.

Кнопки вызова

Если нет возможности установить стационарную конструкцию, пользуются складными версиями. Тогда в общественных зданиях устанавливают кнопки, с помощью которых можно вызвать сотрудника, чтобы он разложил пандус и помог инвалиду попасть в здание или выйти из него.

К этим кнопкам также есть определенные требования:

  • располагают их на высоте 85-100 см;
  • от выступающих частей крыльца или лестницы должно быть не менее 40 см;
  • размещают таким образом, чтобы человек на коляске был виден из здания;
  • покрывают защитным антивандальным кожухом;
  • маркируют пиктограммой «Инвалид»;
  • рабочее напряжение – 220 В.

Ответственность за неправильную установку

Согласно законодательству, за неправильную установку пандусов и отсутствие безбарьерного доступа для инвалидов должностные и юридические лица несут ответственность.

Если при установке нарушены нормативные требования, конструкции демонтируют.

На должностные лица, не обеспечившие доступ для маломобильных групп населения в общественные здания, налагается штраф до 3000 рублей.

Юридические лица выплачивают штраф от 20 до 30 тыс. рублей.

За некачественно оказанную услугу по обеспечению безбарьерного доступа следует штраф до 50000 рублей.

Заключение

С помощью пандусов и других конструкций можно обеспечить маломобильным людям возможность комфортно пользоваться жилыми и общественными зданиями. На установку таких конструкций существуют определенные нормы, описанные в СНиПах, ГОСТах и других документах.

Устройство пандуса для инвалидов

В обустройстве городской инфраструктуры потребности инвалидов всегда были больной темой. Потребности инвалидов, или как модно стало именовать, часть общества с ограниченными возможностями, – маломобильной группы населения, только сейчас начинают по-настоящему учитывать при определении параметров общественных зданий, пешеходных зон и транспорта.

В ходе подготовительных работ к Олимпиаде и Параолимпийским играм в Сочи 2014 года в 2011 году Министерство регионального развития решило пересмотреть старый СНиП 35-01-200, регламентирующий нормы устройства с целью обеспечить возможность инвалидов нормально перемещаться в любой части общественных зон городской инфраструктуры.

  1. Пандус в трактовке нормативных положений СП 59.13330.2012
  2. Основные требования к устройству пролетов
  3. Характеристики и расчет параметров, угол наклона
  4. Требования к обустройству маршевых склонов
  5. Требования к ограждению и перилам
  6. Особенности обустройства и эксплуатации
  7. Информация и разметка перемещения
  8. Заключение

Пандус в трактовке нормативных положений СП 59.13330.2012

Основная часть проблемы заключалась в модификации устройства ступенчатых лестниц таким образом, чтобы стандартные выход зданий, пешеходные переходы, тротуары и сервисные площадки общественного транспорта стали доступными для перемещения на коляске или с любыми другими вспомогательными устройствами. Новый СНиП добавил дополнительных забот и работ хозяевам всех общественных заведений, теперь пандус для инвалидов стал рассматриваться обязательным устройством входа любого магазина или гостиницы.

Устройство пандуса для коляски инвалида всегда состоит минимум из трех основных элементов:

  • Пологого бесступенчатого марша, установленного параллельно лестничному пролету на входе в здание;
  • Вспомогательной системы поручней и ограждений;
  • Информационной разметки и предупредительных знаков, дающих возможность лицам с плохим зрением ориентироваться в пространстве пандуса.

.

Пандус в 8 случаях из 10 делают стационарным, с отдельным сектором движения для инвалидов. Во-первых, это гарантирует прочность и надежность устройства, обеспечивающего нормальное пользование лестницей инвалидами. Во-вторых, безопасность движения по стационарному маршу на порядок выше разборного или съемного устройства. Только в случае, когда размеры площадки крыльца не позволяют установить стационарное устройство, применяют съемный или откидной вариант пандуса.

Основные требования к устройству пролетов

СНиПом определено, что основной задачей его строительства является обеспечение комфортного пользования инвалидом входом в здание и безопасной эвакуации. Причем использование дополнительных дорожек должно быть простым и не требовать от инвалида дополнительных навыков или знаний.

Характеристики и расчет параметров, угол наклона

Прежде всего, СНиП ограничивает высоту подъема с помощью маршевых пролетов. Если вход в здание находится на высоте более чем трех метров над исходной площадкой, в устройстве входа должны применяться специальные лифтовые варианты подъемников.

Нормами СНиП принято, что сопротивление подъему должно быть таковым, чтобы инвалид в коляске мог самостоятельно подняться по пандусу к входной двери в здание. Для этого наклон пролета максимально допустимой длины в 9 м должен составлять не более пяти процентов. В конце каждого пролета или места изменения направления подъема обустраивается ровная площадка, позволяющая инвалиду совершить остановку без применения специальных блокирующих устройств или тормозов.

В случае если вход находится на высоте не более полуметра над уровнем стартовой площадки, и длина марша не более 6 м, соотношение наклона можно поднять до 1/12 или даже 1/10. Последний показатель касается временных конструкций, а также при высоте площадки входа над тротуаром не более 20 см. Считается, что при длине марша менее 3-х метров и подъеме 0,2 м инвалиду вполне по силам одолеть подъем, если, конечно, он имеет постоянную практику пользования коляской или аналогичным устройством без дополнительной помощи или отдыха.

Норма подъема в 5 см высоты на каждый метр пройденного пути означает, что на человека массой в 100 кг действует сила сопротивления в 50Н. Примерно такое же усилие необходимо приложить для того, чтобы открыть входную дверь. Суммарное разгибающее усилие рук у взрослого человека, даже инвалида, составляет не менее 100Н, или 10 кг. Это минимум, гарантирующий возможность самостоятельного управления инвалидной коляской.

Существующие в Европе нормы уклона в подобных устройствах 1,5% ориентированы на лиц, находящихся под опекой в медицинских учреждениях и не способных самостоятельно перемещаться на улице.

Среднее время преодоления инвалидом марша длиной в 9 метров составляет не более 4мин.

Кроме ограничения курсового наклона в 5%, СНиП вводит ограничение бокового или поперечного наклона поверхности устройства не более 2%. Даже такая незначительная величина приведет к отклонению от курса движения минимум на 15 см на каждые 10 м пролета. Это значит, что длинные пролеты пандуса должны особо тщательно контролироваться по параметру поперечного уклона.

Требования к обустройству маршевых склонов

В требованиях СНиП есть четкие указания на устройство и размеры пролетов. Общая суммарная протяженность маршей не должна превысить 36м. На самом деле это очень много для входной группы здания.

Например, если взглянуть на чертеж, становится ясно, что при максимальном 10% наклоне, на каждый метр высоты инвалиду необходимо преодолеть десять метров подъема, соответственно, при норме в 5% потребуется не менее двадцати метров длины пролета. При этом высота одного пролета ограничена величиной в 80 см. При среднестатистической высоте крыльца в 1,2 м потребуется три марша по 7 метров и две площадки размером длиной 130-150 см и шириной в размер марша. В этом случае размеры устройства пандуса вдвое превысят размеры лестницы крыльца. Объем работ по обустройству пандуса будет больше, чем стоимость постройки отдельного входа.

Подобный вариант устройства пандуса, скорее всего, не подойдет для входа в офис или общественное заведение, расположенные на оживленной улице со стандартным 3-х метровым тротуаром. Небольшая территория крыльца не позволит выполнить необходимый объем работ по устройству полноразмерных пролетов. В этом случае вход в здание приходится делать с боковой стороны с обязательной разметкой и указателями для инвалидов на возможность воспользоваться альтернативным входом. Такие варианты устройства входа для инвалидов не противоречат нормативным документам.

СНиП прямо указывает на необходимость обеспечить устройство пандуса:

  • Прочным ограждением и перилами, обеспечивающими безопасное перемещение без риска сваливания с пролета при непредвиденных обстоятельствах;
  • Начальной и оконечной площадками, размером не менее 150х150см;
  • Специальным покрытием, предупреждающим проскальзывание колес или подошв обуви сопровождающего;
  • Разметкой на площадках, позволяющей достаточно свободно ориентироваться в направлении движения по пандусу;
  • Навесом, закрывающим пролеты от снега и дождя.

    Все площадки пандуса должны иметь твердое покрытие и систему водоотвода, позволяющую максимально эффективно предупреждать возникновение грязевых, ледяных и снежных наносов на поверхности маршей. Большинство работ, связанных с обслуживанием пролетов, направлено на очистку системы противоскольжения от загрязнений.

    Ширина пролета, согласно СНиП, может быть от 90 до 100 см, при соблюдении правил обустройства поручней бокового ограждения.

    Требования к ограждению и перилам

    Норма безопасности СНиП требует наличия ограждения на устройстве в виде двух рядов поручней на высоте 70 и 90 см. Для детских учреждений обязательно наличие поручней на высоте 50 см. Такое положение поручней позволяет без риска опрокидывания перемещаться вверх или вниз, используя перехваты рук как непосредственно инвалиду-колясочнику, так и лицу, сопровождающему его. Кроме того, такое расположение позволяет инвалиду самостоятельно корректировать направление движения коляски.

    Пандус обязательно оборудуется дополнительным ограничительным ограждением, если ширина лестницы составляет четыре и более метров. Жесткость и прочность устройства поручней должна быть достаточной для обеспечения вертикальной и горизонтальной нагрузки в 500Н.

    В рекомендациях свода правил определено устройство поручней пандуса. Сечение поручня, желательно круглое, должно обеспечивать удобный, полный хват кистью руки. В верхней части ограждение может быть меньше по ширине, чем в основании или в срединной части. Главное – необходимо правильно рассчитать ширину по средней высоте, чтобы обеспечить удобство работы руками для инвалида в коляске при движении по пролету.

    В большинстве описанных конструкций пандуса рекомендуется устанавливать дополнительные вертикальные стойки. Они улучшают поперечную жесткость устройства и создают дополнительные удобства инвалидам при поворотах на угловых или промежуточных площадках.

    Особенности обустройства и эксплуатации

    Зачастую практичность устройства пандуса мало интересует владельцев здания. При проведении работ проектирования и «привязки» устройства к реальному крыльцу чаще всего допускают следующие недоработки:

  • Угол наклона пролета заведомо велик для нормального самостоятельного пользования инвалидом устройством пандуса;
  • Размеры верхней площадки необходимо рассчитать на нахождение на крыльце одновременно инвалидной коляски и обычных посетителей;
  • Самым критичным местом, из-за которого инвалиду сложно воспользоваться пандусом, является устройство площадки, с которой начинается подъем по пролету. Высота и устройство бордюра перед въездом на пандус превышает возможности инвалида самостоятельно начать движение по маршу.

    Информация и разметка перемещения

    Большинство построенных пандусов в городских офисах имеют прекрасную механическую конструкцию, красивое оформление и дизайн, но при этом они очень ограничены в информационном обеспечении, и практически всегда отсутствует разметка на тротуаре и въездной площадке. Даже здоровый человек не всегда правильно сообразит траекторию и маршрут перемещения по конструкции из бетона или стали, а инвалиду намного сложнее.

    Кроме основных размерных и конструкционных требований, в СНиПе практически нет ни слова о контроле над движением человека в инвалидной коляске по маршу пандуса. Если в процессе движения коляска застряла, опрокинулась, случился приступ, или произошла любая другая экстренная ситуация, оказать инвалиду помощь могут только случайные люди, оказавшиеся поблизости. Мировые стандарты оснащения пандусов требуют как минимум наличия камер наблюдения, охватывающих все устройство пандуса. И делают их хозяева, в большей части, не ради заботы, а прежде всего, из-за необходимости иметь документальное подтверждение своей непричастности к любым ситуациям, связанным с получением инвалидами травм при пользовании устройством пандуса.

    Заключение

    Хорошим способом избавить себя от проблем со стороны контролирующих органов и разного рода организаций, в чьи обязанности входит работа по развитию и строительству специальных условий для инвалидов, является проведение сертификации конструкции пандуса. Даже простое общение с представителем органов сертификации позволит вам узнать много полезного, что поможет в выполнении подобных устройств для инвалидов.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector