7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство оголовка водопропускной трубы

Что такое оголовок водопропускных труб

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Установка труб проходит без повреждения земляного полотна.
  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

ОГОЛОВКИ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ

Оголовки труб обеспечивают сопряжение тела трубы с насыпью и создают благоприятные условия протекания воды на входе и выходе. Оголовки труб могут быть раструбными, коридорными, воротниковыми, портальными и обтекаемыми (рис. 17.12).

Наибольшее распространение получили портальные и раструбные оголовки. Портальные оголовки (рис 17.12, а)

просты в изготовлении, но не обеспечивают плавного протекания воды на входе и автоматического включения труб в напорный режим работы, вследствие чего их применяют при относительно небольших расходах при условии безнапорного режима работы труб с отверстиями, как правило, 0,5—0,75 м.

Раструбные оголовки (рис. 17.12, в),

состоящие из портальной стенки и двух открылков, развернутых в плане относительно продольной оси трубы под углом 20—30°, обеспечивают более благоприятные условия протекания воды и находят широкое применение для обеспечения безнапорного и полунапорного режимов работы труб. Для снижения местных потерь энергии потока на входе (а следовательно, и снижения напора) в круглых трубах устраивают обтекаемые (конические) входные оголовки (рис. 17.12,
г)
или повышенные на входе звенья прямоугольных труб. Обтекаемые оголовки чаще всего

Рис. 17.12. Типы оголовков водопропускных труб:

а — портальный; б — коридорный; в

— раструбный; г— конический; д — воротниковый

имеют форму усеченного конуса для круглых труб или усеченной пирамиды — для прямоугольных. Эти оголовки обеспечивают наиболее благоприятные условия протекания воды и, в частности, автоматическое включение труб в напорный режим работы с соответствующим увеличением их пропускной способности.

У воротниковых оголовков (рис. 17.12, д)

крайнее звено трубы срезано по полости откоса и окаймлено поясом-воротником. Такие оголовки чаще всего устраивают для металлических гофрированных труб и труб из полимерных материалов.

Отводящие и подводящие русла у выходного и входного оголовков, а также откосы насыпей около труб укрепляют от возможного размыва каменной отмосткой, сборными железобетонными плитами или монолитным бетоном по слою щебеночной или гравийной подготовки. Наиболее уязвимое место водопропускных дорожных труб — нижний бьеф укрепляют капитальными плоскими конструкциями и заканчивают укрепленным погребенным откосом и в ряде случаев — предохранительной каменной рисбермой (рис. 17.13).

Рис. 17.13. Укрепление нижнего бьефа водопропускных труб с выходными оголовками:

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Монтаж водопропускных систем

При проведении расчетов для прокладки водопропускных систем в обязательном порядке учитывают ряд нюансов:

  1. Бровка земполотна в местах подхода к конструкции должна располагаться минимум на 50 сантиметров выше уровня потока. Если трубы будут функционировать в напорном и полунапорном режиме, тогда этот параметр увеличивается до 1 метра.
  2. У оголовков должны присутствовать некоторые элементы водопропускных труб, а именно 2 откосных крыла и портальная стенка. Их в процессе строительства нужно заглубить в почву на 25 сантиметров ниже, чем уровень промерзания грунта. Монтаж производят на 10-сантиметровое основание из щебня. При этом находящийся ниже отметки промерзания природный грунт меняют на смесь, состоящую из песка и гравия.

В зависимости от несущей способности изделия делят на 3 группы:

  • первая – высота засыпки их грунтом равна 2 метра;
  • во второй этот параметр –4 метра;
  • в третьей –6 метров.

Но согласно условиям отдельных проектов при обустройстве перехода через водяной поток или препятствия иного вида допускается использование труб, для которых применяют иную расчетную высоту засыпки землей.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Бетонные.
  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).
  • Железобетонные.
  • Каменные.
  • Металлические.
  • Стеклопластиковые.

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

  • Круглые.
  • Арочные.
  • Эллиптические.
  • Прямоугольные.
  • Трапецеидальные.
  • Овоидальные.
  • Треугольные.

По принципу работы сечения:

  • Безнапорные.
  • Напорные.
  • Полунапорные.

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Виды водопропускных труб

В зависимости от материалов изготовления данная трубная продукция бывает:

  • железобетонной;
  • бетонной;
  • полимерной;
  • металлической.

Помимо этого, водопропускные трубы отличаются по ряду параметров:

  • форме поперечного сечения – оно бывает круглым, прямоугольным и овальным;
  • количеству очков в сечении – одно, два и больше;
  • особенности функционирования поперечного сечения.

Что касается последнего параметра, то они могут быть:

  • напорными трубами, которые работают полным сечением по всей протяженности;
  • полунапорными изделиями, функционирующими полным сечением лишь у входного оголовка;
  • безнапорной продукцией, работающей по всей протяженности неполным сечением.

В свою очередь железобетонную продукцию различают по величине диаметра отверстия:

  • когда длина изделия не превышает 30 метров, его размер должен быть минимум 100 сантиметров;
  • при протяженности до 15 метров– от 50 сантиметров;
  • устройство водопропускной трубы для внутрихозяйственной дороги позволяет использовать изделия с 50-сантиметровым диаметром отверстия при условии, что их длина не больше 10 метров (прочитайте: «Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов»).

Как правило, данный вид трубной продукции обустраивают в безнапорном режиме, а два других варианта задействуют при необходимости пропускать определенный (расчетный) объем воды.

Законодательством запрещена укладка водопропускных труб при наличии на местности наледей или ледохода. Что касается укладки на речках, где нереститься рыба, то для этого потребуется разрешение, выданное инспекцией рыбнадзора.

Входной оголовок водопропускной трубы

Оголовки труб обеспечивают сопряжение тела трубы с насыпью и создают благоприятные условия протекания воды на входе и выходе. Оголовки труб могут быть раструбными, коридорными, воротниковыми, портальными и обтекаемыми (рис. 17.12).

Наибольшее распространение получили портальные и раструбные оголовки. Портальные оголовки (рис 17.12, а)

просты в изготовлении, но не обеспечивают плавного протекания воды на входе и автоматического включения труб в напорный режим работы, вследствие чего их применяют при относительно небольших расходах при условии безнапорного режима работы труб с отверстиями, как правило, 0,5—0,75 м.

Раструбные оголовки (рис. 17.12, в),

состоящие из портальной стенки и двух открылков, развернутых в плане относительно продольной оси трубы под углом 20—30°, обеспечивают более благоприятные условия протекания воды и находят широкое применение для обеспечения безнапорного и полунапорного режимов работы труб. Для снижения местных потерь энергии потока на входе (а следовательно, и снижения напора) в круглых трубах устраивают обтекаемые (конические) входные оголовки (рис. 17.12,
г)
или повышенные на входе звенья прямоугольных труб. Обтекаемые оголовки чаще всего

Рис. 17.12. Типы оголовков водопропускных труб:

а — портальный; б — коридорный; в

— раструбный; г— конический; д — воротниковый

имеют форму усеченного конуса для круглых труб или усеченной пирамиды — для прямоугольных. Эти оголовки обеспечивают наиболее благоприятные условия протекания воды и, в частности, автоматическое включение труб в напорный режим работы с соответствующим увеличением их пропускной способности.

У воротниковых оголовков (рис. 17.12, д)

крайнее звено трубы срезано по полости откоса и окаймлено поясом-воротником. Такие оголовки чаще всего устраивают для металлических гофрированных труб и труб из полимерных материалов.

Отводящие и подводящие русла у выходного и входного оголовков, а также откосы насыпей около труб укрепляют от возможного размыва каменной отмосткой, сборными железобетонными плитами или монолитным бетоном по слою щебеночной или гравийной подготовки. Наиболее уязвимое место водопропускных дорожных труб — нижний бьеф укрепляют капитальными плоскими конструкциями и заканчивают укрепленным погребенным откосом и в ряде случаев — предохранительной каменной рисбермой (рис. 17.13).

Рис. 17.13. Укрепление нижнего бьефа водопропускных труб с выходными оголовками:

Размеры и цены
НаименованиеОбъемВесДлинаШиринаВысота
АО-101.42 м³3.540 т.6 000 мм.300 мм.2 500 мм.
АО-80.69 м³2.210 т.5 000 мм.300 мм.2 000 мм.
Д-100.99 м³2.475 т.1 800 мм.350 мм.2 700 мм.
Д-121.20 м³3.000 т.2 400 мм.350 мм.2 400 мм.
Д-151.60 м³4.000 т.2 400 мм.400 мм.3 300 мм.
Д-60.85 м³2.130 т.1 800 мм.350 мм.1 900 мм.
ДП-120.72 м³1.800 т.2 400 мм.250 мм.2 200 мм.
ДП-151.08 м³2.700 т.2 400 мм.300 мм.2 900 мм.
ДП-160.96 м³2.400 т.2 400 мм.300 мм.2 900 мм.
ДР-100.99 м³2.475 т.1 800 мм.350 мм.2 700 мм.
ДР-151.60 м³4.000 т.2 400 мм.400 мм.3 300 мм.
ДР-60.85 м³0.230 т.1 800 мм.350 мм.1 900 мм.
ДР-80.91 м³2.476 т.1 800 мм.350 мм.2 200 мм.
ОГ-100.14 м³0.340 т.1 000 мм.500 мм.1 000 мм.
ОГ-181.10 м³2.750 т.3 000 мм.1 100 мм.1 800 мм.
ОГ-230.77 м³1.925 т.1 500 мм.1 200 мм.2 300 мм.
ОГ-331.91 м³4.775 т.2 000 мм.1 600 мм.3 300 мм.
ОП-101.50 м³3.750 т.6 000 мм.300 мм.2 000 мм.
ОП-61.69 м³4.220 т.6 000 мм.300 мм.2 000 мм.
Оголовки водопропускных труб от

С конструктивной точки зрения выпускаются раструбные, коридорные, воротниковые, а также портальные и обтекаемые оголовки. Такие элементы представлены входными и выходными изделиями, но только правильно подобранная конструкция является гарантией качественного функционирования системы.

Раструбный вариант

Элемент имеет откосные крылья, представлен стенкой, которая нормально относится к оси продольного типа, а также парой стенок, имеющих вариативную высоту и располагающуюся под определённым углом, благодаря чему удерживаются все откосы. Наличие угла 20-30° помогает создавать максимально благоприятные условия для прохождения водного потока, поэтому такие изделия часто применяются в безнапорных и полунапорных водопроводных системах.

Воротниковый вариант

Элемент отличается характерной эллиптической формой. Воротниковые оголовки имеют явно срезанное относительно полости откоса крайнее трубное звено, окаймлённое специальным поясом воротникового типа. Такая особая конструкция пользуется повышенным спросом при обустройстве трубопроводных систем. Обеспечивая максимально благоприятные условия для потока воды, данный вариант изделий достаточно сложен в изготовлении.

Конический и портальный варианты

Первый вид – это элемент, представленный полым усечённым конусом. Изделие портального типа является вертикальной подпорной стеной, надёжно удерживающей откос насыпи. При этом конические звенья предназначены для труб одноочкового и многоочкового вида с отверстием 1.0, 1.25, 1.5 и 2.0 м. Под коническое звено оголовка требуется монтировать специальные лекальные блоки. Портальные стенки состоят из прямоугольного блока, имеющего специальный проём, полностью соответствующий размерам отверстия оголовка.

Стандарты и маркировка продукции

Характеристики выпускаемых изделий регламентируются действующими межгосударственными стандартами. Маркировка продукции представлена одной или двумя стандартными буквенно-цифровыми группами, которые разделены дефисом. В первую группу входят обозначения типа и номинальные размеры. Все выпускаемые изделия подвергаются испытанию на прочность и стойкость к трещинам.

Доставка Оголовки водопропускных труб

Доставка Оголовки водопропускных труб осуществляется собственным транспортом в г. Москва, Московская, Орловской, Рязанской, Калужской и другим областям России! Расчет доставки можно заказать в разделе Доставка.

При доставке Оголовки водопропускных труб необходимо соблюдать меры предосторожности. Транспортировать тяжеловесный груз согласно ГОСТ разрешено только в горизонтальном положении в спецтранспорте. При погрузке/разгрузке запрещено перемещать по нескольку штук. Исключение: такелажные работы специальными устройствами, где допускается подъем одновременно нескольких изделий.

При складировании на открытом грунте в основание штабеля кладется прокладка толщиной не менее 10 см, необходим сток для воды.

Оголовки водопропускных труб цена в Москве

Оголовки водопропускных труб цена за штуку. Цена зависит от их размера, толщины, наличия/отсутствия укрепляющих добавок, армирования. Чтобы не переплачивать за товар, целесообразно заказать Оголовки водопропускных труб напрямую от производителя . Так вы получите сертифицированные железобетонные изделия с лабораторным заключением и по оптимальной стоимости.

Наша компания может предложить вам оптимальный баланс между качеством и стоимостью.

Наш прайс можно запросить оформить заказ в интересующем Вас разделе сайта.

Зайдите ознакомиться с ценами и убедитесь, что сотрудничество с нами будет выгодным для вас.

Наш осуществляет свою деятельность с октября 2003 года.

Виды водопропускных труб, способы и сферы использования

Сферой применения водопропускных труб стало дорожное строительство. С помощью такой трубной продукции обустраивают своеобразную альтернативу мостового сооружения. Размеры тоннелей, для создания которых используется водопропускная труба, иногда имеют довольно приличные габариты.

С помощью данных изделий строят искусственные сооружения, способные пропускать под дорожными насыпями незначительные объемы постоянных или периодически возникающих потоков воды. Иногда такие трубы выполняют функцию путепроводов или используются для перегона скота.

При проектировании дорожных магистралей, когда насыпь будет иметь незначительную высоту, выбирают один из двух типов искусственных сооружений: возведение малого моста или прокладка труб.

По ряду причин в некоторых случаях устройство водопропускной трубы под дорогой становится лучшим вариантом:

  1. Такое конструкционное решение не приводит к нарушению целостности земляного полотна и верхней части строения дорожного пути.
  2. Обслуживание и эксплуатация водопропускных конструкций обойдутся дешевле, чем ремонт моста.
  3. Если высота засыпки над трубами превышает двухметровую отметку, влияние оказываемых временных нагрузок понижается, а с увеличением высоты слоя может практически исчезнуть.

Виды водопропускных труб

В зависимости от материалов изготовления данная трубная продукция бывает:

  • железобетонной;
  • бетонной;
  • полимерной;
  • металлической.

Помимо этого, водопропускные трубы отличаются по ряду параметров:

  • форме поперечного сечения – оно бывает круглым, прямоугольным и овальным;
  • количеству очков в сечении – одно, два и больше;
  • особенности функционирования поперечного сечения.
Читать еще:  Крепление опалубки шпильками

Что касается последнего параметра, то они могут быть:

  • напорными трубами, которые работают полным сечением по всей протяженности;
  • полунапорными изделиями, функционирующими полным сечением лишь у входного оголовка;
  • безнапорной продукцией, работающей по всей протяженности неполным сечением.

В свою очередь железобетонную продукцию различают по величине диаметра отверстия:

  • когда длина изделия не превышает 30 метров, его размер должен быть минимум 100 сантиметров;
  • при протяженности до 15 метров– от 50 сантиметров;
  • устройство водопропускной трубы для внутрихозяйственной дороги позволяет использовать изделия с 50-сантиметровым диаметром отверстия при условии, что их длина не больше 10 метров (прочитайте: «Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов»).

Как правило, данный вид трубной продукции обустраивают в безнапорном режиме, а два других варианта задействуют при необходимости пропускать определенный (расчетный) объем воды.

Законодательством запрещена укладка водопропускных труб при наличии на местности наледей или ледохода. Что касается укладки на речках, где нереститься рыба, то для этого потребуется разрешение, выданное инспекцией рыбнадзора.

Монтаж водопропускных систем

При проведении расчетов для прокладки водопропускных систем в обязательном порядке учитывают ряд нюансов:

  1. Бровка земполотна в местах подхода к конструкции должна располагаться минимум на 50 сантиметров выше уровня потока. Если трубы будут функционировать в напорном и полунапорном режиме, тогда этот параметр увеличивается до 1 метра.
  2. У оголовков должны присутствовать некоторые элементы водопропускных труб, а именно 2 откосных крыла и портальная стенка. Их в процессе строительства нужно заглубить в почву на 25 сантиметров ниже, чем уровень промерзания грунта. Монтаж производят на 10-сантиметровое основание из щебня. При этом находящийся ниже отметки промерзания природный грунт меняют на смесь, состоящую из песка и гравия.

В зависимости от несущей способности изделия делят на 3 группы:

  • первая – высота засыпки их грунтом равна 2 метра;
  • во второй этот параметр –4 метра;
  • в третьей –6 метров.

Но согласно условиям отдельных проектов при обустройстве перехода через водяной поток или препятствия иного вида допускается использование труб, для которых применяют иную расчетную высоту засыпки землей.

Обустройство котлованов

Обычно крепление при подготовке котлованов для укладки таких изделий не задействуют. В данном случае устойчивость стенок нет возможности обеспечить только, если грунт является водонасыщенным, а объем притока воды в нем значителен. Для решения проблемы потребуется разработка почвы и защита ее крепежной конструкцией.

Кроме этого, крепление котлована предусматривают, когда укладка водопропускных труб производится на близком расстоянии от эксплуатируемых построек.

На характеристику котлована влияют следующие нюансы:

  1. При проектировании работ технология разработки объекта и его очертаний зависят от конструкционных особенностей трубы, а также от характеристик грунтов основания.
  2. При вычислении крутизны откосов принимают во внимание глубину котлована и состояние имеющихся грунтов.
  3. При необходимости нанесения на трубы слоя гидроизоляции или выполнения других видов работ, во время проведения которых в котловане будут находиться рабочие, вертикально расположенная стенка объекта должна располагаться на расстоянии не меньше 70 сантиметров от боковой поверхности фундамента. Когда такие мероприятия не запланированы, этот параметр можно сократить до 10 сантиметров.
  4. При безопалочном методе бетонирования параметры котлована должны соответствовать параметрам фундамента.
  5. При обустройстве котлована, имеющего откосы, расстояние от их подошвы до фундамента не может составлять менее 30 сантиметров.

Размеры котлована следует сопоставлять с возможностями землеройной спецтехники. При обустройстве котлованов необходимо предотвращать заполнение их водами — поверхностными или грунтовыми – для этого вдоль их периметра насыпают небольшие земляные валы.

Если труба сооружается в местах с постоянным водотоком, строят запруды, либо русло речки отводят в сторону, прокладывая канавы.

Удалить воду из котлована можно одним из следующих способов:

  1. В его низовой части сооружают выпуск в канаву – этот метод задействуют при прокладке косогорных труб.
  2. Обустраивают водоотлив механического типа. Для этого в низовой части оборудуют ограждаемый приямок, а воду из него откачивают насосом.

Обустройство фундамента

Сооружение фундамента для прокладки труб с использованием сборных элементов осуществляют в определенном порядке:

  1. Укладывают фундаментные блоки оголовков, доведя их до подошвы основания трубы.
  2. Засыпают пазухи фундаментов оголовков до получения равного уровня.
  3. Делают засыпку пазух оголовочного фундамента, задействуя местный грунт.
  4. В места, где фундаменты сопрягаются с разными глубинами заложения, насыпают смесь песка с гравием или со щебнем.
  5. Засыпку сначала уплотняют послойно и потом заливают цементный раствор.
  6. Создание фундаментов для оголовков и посекционную укладку фундамента трубы делают одновременно.

Работу начинают с места расположения выходного оголовка трубы, передвигаясь в сторону входного оголовка.

  1. Монолитный фундамент обустраивают поэтапно:
  2. Изготавливают и устанавливают опалубку.
  3. Приготавливают бетонную смесь и заливают ее.
  4. Ухаживают за уложенным слоем бетона.
  5. Демонтируют опалубку.
  6. Засыпают пазухи.

При обустройстве оснований сборно-монолитного типа сначала готовят подушку или основу и в межсекционные швы помещают опалубку. Имеющиеся пустые промежутки заполняют бетонной смесью. На местности со слабыми грунтами строят свайный фундамент.

После завершения обустройства основания и засыпки пазух приступают к укладке сборных оголовков и тела трубы.

Чтобы выполнить укладку сборной конструкции, например из стальных водопропускных труб, нужны самоходные краны. Последовательность и порядок проведения монтажа зависят от особенностей местности и вида выбранной конструкции для оголовочного участка.

Гидротехнические объекты из водопропускных изделий

Такого типа строения возводят либо непосредственно на водоеме, либо на незначительном удалении от него. Чаще всего можно увидеть водопропускные конструкции из трубной продукции над полотном дорог.

Нередко трубы водопропускные бетонные задействуют для изменения направления русла небольшой реки.

Строительство гидротехнических сооружений в настоящее время обычно выполняют с применением металлических гофрированных конструкций (сокращенно МГК).

Их используют в определенных случаях:

  1. При создании водопропускных объектов, предназначенных для укрепления и изменения русла малых рек.
  2. При строительстве альтернативы мостовым переходам, имеющим один пролет в форме арки.
  3. При укладке труб в полотне автомагистралей или железных дорог в качестве замены бетонных колец.
  4. Для возведения многопролетных мостов, в которых промежуток между пролетами достигает 18 метров, в качестве альтернативы мостовым переходам из металла или бетона.

Сборные МГК

Сборного типа гофрированные металлоконструкции (сокращенно СМГК), используемые при обустройстве водопропускных сооружений, имеют меньшую стоимость по сравнению с железобетонной продукцией.

Они обладают рядом преимуществ:

  1. Благодаря наличию разнообразных поперечных сечений можно легко подобрать изделия для проведения конкретных строительных работ.
  2. Незначительный вес позволяет без проблем транспортировать листы СМГК, а возможность их упаковывать в паллеты уменьшает заполняемое ими пространство.
  3. Несложный монтаж позволяет укладывать трубы из листов СМГК без наличия специальной квалификации и особых навыков.
  4. Гибкость и прочность получаемой конструкции, обеспечиваемая при их применении вместе с засыпным грунтом. Благодаря этому возведенное строение имеет большую сейсмостойкость по сравнению с сооружениями из бетона.
  5. Продолжительный срок эксплуатации, который может достигать 80-100 лет, подтверждением чему является многолетний опыт использования конструкций.
  6. Невысокая цена позволяет снизить сумму затрат за счет использования СМГК примерно на 30-50%, если сравнивать с применением других материалов.
  7. Выполнять работы по прокладке труб из СМГК можно в различных климатических условиях.

Водопропускные металлические трубы гофрированные по мнению специалистов являются наиболее выносливыми к нагрузкам. Это преимущество объясняется тем, что железо как материал лучше всего справляется с внешними воздействиями по сравнению с бетоном и пластиком.

Существенным недостатком, который препятствует повсеместному распространению труб из данного материала, является то, что они в большой степени подвержены коррозийным процессам, а значит, боятся влаги.

Габионные конструкции

При обустройстве стабилизирующих и удерживающих, отводящих воду и водопропускных объектов, подпорных стен и локальных очистных конструкций дорожно-мостового типа стали широко востребованными габионные изделия.

В уже построенном виде подобный объект имеет вид водопропускной трубы определенного диаметра, укрепленную габионами, которые приобрели популярность по причине наличия у них следующих положительных качеств:

  • прочность;
  • гибкость и сопротивляемость нагрузкам;
  • устойчивость к негативному воздействию осадков и влажного воздуха;
  • обладание возможностью дренирования, которому не требуются дополнительные расходы на монтаж специальной конструкции и обратного фильтра;
  • несложное проведение строительных работ;
  • простота, надежность и продолжительность эксплуатации;
  • эстетичный вид и экологическая безопасность;
  • небольшие временные и финансовые затраты на строительство;
  • возможность эксплуатации с сооружениями разных типов.

Проведение работ с применением водопропускной трубной продукции необходимо выполнять особо тщательно, с соблюдением строительных норм и требований, поскольку их нарушение приводит к разрушению и трубы, и дорожного полотна, под которым она проложена.

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах

Наименование
Откосное крыло серия 3.501-104 Заказать

Откосная стенка СТ1-п.л. Заказать
Откосное крыло серия ТП 3.501-59 Заказать
Откосная стенка СТ10-п.л.( -М) Заказать
Откосная стенка СТ11-п.л.-200М Заказать
Откосная стенка СТ12-п.л.-200М Заказать
Откосная стенка СТ13-п.л.-200М Заказать
Откосная стенка СТ14-п.л.-200М Заказать
Стенка откосная СТ15-п.л.-200М Заказать
Стенка бетонная СТ2 Заказать
Стенка бетонная СТ3 Заказать
Стенка откосная СТ4 Заказать
Стенка откосная СТ5-п.л.(-М) Заказать
Стенка откосная СТ6-п.л.(-М) Заказать
Стенка откосная СТ7-п.л.(-М) Заказать
Стенка откосная СТ8-п.л.(-М) Заказать
Стенка откосная СТ9-п.л.(-М) Заказать
Откосная стенка СТ серия 3.501.1-177.93 Заказать
Откосная стенка СТК Заказать

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Установка труб проходит без повреждения земляного полотна.
  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Элементы оголовка водопропускных труб

Строительство автомагистралей и железных дорог не обходится без железобетонных откосных стенок. С их помощью укрепляются обочины и устанавливаются водопропускные трубы.

Основными конструктивными элементами, из которых состоят водопропускные трубы, являются:

  • тело трубы, состоящее из звеньев и предназначенное для восприятия внешних нагрузок, образования необходимого отверстия и защиты содержимого трубы;
  • фундамент, представляющий собой массивную плиту;
  • входной и выходной оголовки, располагающиеся у концов трубы. Оголовки осуществляют сопряжение трубы с откосами земляного полотна и обеспечивают благоприятные условия для беспрерывного пропуска воды через трубу.

Откосные стенки, или откосные крылья (открылки), изготавливаемые согласно регламенту серии 3.501-59, замененной на серию 3.501.1-144, относят к базовым деталям оголовка железобетонных труб. Вместе с портальной стенкой они используются для пропуска водных потоков через железобетонные водопропускные сооружения.

Оголовки водопропускных труб бывают портальными, раструбными, воротниковыми и обтекаемыми.

Наиболее широкое распространение получили раструбные оголовки, состоящие из одной портальной и двух откосных стенок. Раструбные оголовки применяются как для прямоугольных, так и для круглых труб.

Откосное крыло — это прямоугольная железобетонная плита со скошенным краем. Наклон грани совпадает с наклоном дорожной насыпи. На одной из вертикальных граней предусмотрен конструкционный вырез для сопоставления с портальной плитой. Открылки присоединяются к лицевой поверхности портальной стенки с двух сторон, создавая при этом воронку.

Откосные крылья выпускают в двух исполнениях: правое и левое. Они выполняют как укрепительную, так и направляющую функцию: обеспечивают движение водного потока в трубопровод. Защитная функция заключается в удержании грунта по краям дорожной насыпи и предотвращении закупоривания просвета трубы. Водопропускные сооружения способствуют долговременной эксплуатации дорожного полотна.

Откосные и портальные стенки для труб ЗК, ЗП, ЗКП представляют собой массивные блоки прямоугольной формы с отверстием для стыкуемых звеньев. Портальные стенки крепятся к звеньям труб на концах трубопроводов. Способные выдерживать большие нагрузки, они применяются для защиты выхода водопропускной трубы от обрушения на него грунта, откосные крылья в свою очередь предотвращают обрушение почвы по торцевым сторонам конструкции. Если стенки представляют собой единое изделие, то откосные крылья могут подразделяться на цельные и сборные.

При изготовлении откосных стенок используется тяжелый бетон M250 — класса не ниже В30 морозостойкостью F200 и водонепроницаемостью W6. Производятся откосные стенки из тяжелого бетона класса не ниже В30. Для придания изделию большей прочности и надежности осуществляется армирование с помощью высококачественной стали. Стальные стержни свариваются в специальные стальные сетки и каркасы. Конструкция откосных и портальных стенок также предусматривает наличие специальных закладных изделий, которые служат для стыковки с фундаментами труб.

Для облегчения монтажа, процессов погрузки и разгрузки предусмотрено наличие специальных монтажных петель, изготовленных из стали.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Виды оголовков

Есть несколько типов оголовков. Отличия заключаются в материале изделия и режиме эксплуатации, а базис их конструкции остается неизменным.

  • Наиболее востребованными являются чугунные и стальные оголовки. Для неглубоких скважин такие крышки изготавливаются из пластика.
  • При проектировании конструкции изделия предусмотрена весовая нагрузка оборудования, устанавливаемого в процессе эксплуатации скважины. Свойства пластика позволяют выдержать нагрузку до 200 кг, а метала – до 500 кг.
  • Кроме того, выбор материала определяется глубиной скважины. Если ее глубина не превышает 50 м, то минимальный вес оборудования составляет 100 кг. В случае глубоких скважин необходимо использовать мощный глубинный насос, а также стальной трос и провода, длина которых может составить десятки и сотни метров. Вес такого комплексного оборудования иногда бывает больше 250 кг.

Маркировка

Обозначение оголовка содержит ряд букв и цифр, указывающих на его параметры.

Например, ОС-152-32П (или ОС-152/32П), где:

  • ОС – оголовок скважинный;
  • 152 –диаметр обсадной трубы в мм;
  • 32 – диаметр переходника для подсоединения водозаборной трубы;
  • П – материал оголовка (пластик), если «П» отсутствует, значит, оголовок выполнен из металла.

Некоторые оголовки могут быть рассчитаны для нескольких диаметров обсадных труб. В этом случае указывается диапазон размеров. Оголовок, имеющий обозначения ОС 140-160/32П, подходит для труб диаметром 140…160 мм.

Монтаж оголовка

Монтаж оголовка на обсадную трубу особой сложности не представляет. Нет необходимости в сварочных работах и прочих сложных операциях. И все же прежде чем приступать к установке, желательно познакомиться с последовательностью и характером работы.

  • Прежде всего, нужно подготовить край обсадной трубы. Ее торец должен быть строго перпендикулярен оси, на нем не должно быть заусенцев. Если труба металлическая, для предохранения от коррозии ее желательно прогрунтовать и покрасить подходящей краской для металла. Обрезать (если потребуется) и зачищать трубу лучше всего болгаркой с соответствующим материалу трубы кругом.
  • На трубу надевается фланец буртиком вниз, затем уплотнительное кольцо. Если оно надевается и продвигается по трубе с трудом, ее можно аккуратно смазать маслом или автолом.
  • Теперь нужно прикрепить к крышке все элементы. Трос для подвешивания насоса крепится одним концом к карабину, который прикреплен к рым-болту, завернутому в крышку снизу, другим – к насосу. Его, кстати, желательно приобретать в исполнении, защищенном от коррозии, – т.е. покрытым пластиком.
  • Электропитающий кабель пропускается через предназначенный для него ввод в крышке. Зажим кабельного ввода нужно ослабить, чтобы провод легко скользил в отверстии. Один конец шланга прикрепляем к насосу, второй – к штуцеру, установленному в центре крышки.
  • Насос нужно опускать в скважину, держа его за трос. Как только он опустится на нужную глубину, и трос натянется, крышка аккуратно устанавливается на обсадную трубу. Уплотнительное кольцо подтягивается вверх к крышке и поджимается фланцем. При этом нужно проследить, чтобы отверстия на крышке и фланце совпали.
  • Теперь необходимо установить соединительные болты в отверстия фланца и крышки и равномерно со всех сторон затянуть их. При этом кольцо попадет в канавку на крышке и немного расплющится, плотно герметизируя зазор между трубой и крышкой.

Внимание: Не нужно чрезмерно затягивать болты. Это может привести к повреждению резинового кольца и разгерметизации. В то же время кольцо должно быть достаточно сильно зажато, чтобы не было возможности снять оголовок руками без ослабления болтов.


Подключение оголовка к системе водоснабжения

В заключение выбирается провисание электрокабеля, который фиксируется специальным зажимом на вводе. Подключаются трубы к переходнику, и проверяется правильность сборки.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Бетонные.
  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).
  • Железобетонные.
  • Каменные.
  • Металлические.
  • Стеклопластиковые.

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

  • Круглые.
  • Арочные.
  • Эллиптические.
  • Прямоугольные.
  • Трапецеидальные.
  • Овоидальные.
  • Треугольные.

По принципу работы сечения:

  • Безнапорные.
  • Напорные.
  • Полунапорные.

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Минимальные размеры труб на автомобильных дорогах

Требования к размерам труб на автомобильных дорогах приведены в СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84. Согласно п.5.13 СП 35.13330.2011 отверстие (и высоту в свету) труб следует назначать, как правило, не менее, м:

  • 1,0 — при длине трубы (или при расстоянии между смотровыми колодцами в междупутье на станциях) до 20 м;
  • 1,25 — при длине трубы 20 м и более.

Отверстия труб на автомобильных дорогах ниже II категории допускается принимать равными, м:

  • 1,0 — при длине трубы до 30 м;
  • 0,75 — при длине трубы до 15 м;
  • 0,5 — на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждений на входе.

В обоснованных случаях на улицах и дорогах местного значения, а также в районах орошаемого земледелия, в поселках и сельских населенных пунктах на автомобильных дорогах ниже II-с категории допускается применение труб отверстием 0,5 м при длине трубы до 15 м, устройство в пределах трубы быстротока (уклон 10‰ и более) и ограждения на входе.

Отверстия труб на внутрихозяйственных автомобильных дорогах при длине трубы 10 м и менее допускается принимать 0,5 м.

Отверстия труб на железных дорогах общей сети и автомобильных дорогах общего пользования в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С (с обеспеченностью 0,92 по СП 131.13330) следует назначать не менее 1,5 м независимо от длины трубы.

Отверстия труб и малых мостов допускается увеличивать для использования их в качестве пешеходных переходов, скотопрогонов и для пропуска сельскохозяйственных машин с обеспечением соответствующих габаритов.

Согласно п.5.14 СП 35.13330.2011 для водопропускных труб следует, как правило, предусматривать безнапорный режим работы. Допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы водопропускных труб, располагаемых на железных дорогах общей сети, для пропуска только наибольшего расхода, на всех остальных дорогах — расчетного расхода по 5.25. При этом под оголовками и звеньями следует предусматривать фундаменты, а при необходимости — также противофильтрационные экраны. При напорном режиме следует предусматривать специальные входные оголовки и обеспечивать водонепроницаемость швов между торцами звеньев и секциями фундаментов, надежное укрепление русла, устойчивость насыпи против напора и фильтрации воды.

Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С, не допускается предусматривать полунапорный и напорный режимы работы, за исключением случаев расположения труб на скальных грунтах.

Согласно п.5.15 СП 35.13330.2011 водопропускные трубы, как правило, следует проектировать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Согласно п.5.16 СП 35.13330.2011 применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.

В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

При этом боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными.

Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

Водопропускные трубы для автомобильных и железных дорог: виды и особенности

Водопропускные трубы — это искусственные сооружения, которые прокладываются под автомобильной магистралью или железнодорожным полотном и используются для пропуска стоков. Вода может проходить через такие трубы непрерывно или через определённые интервалы. Также такие трубы могут выполнять функцию проходного тоннеля для людей.

Водопропускные трубы чаще всего устанавливаются под автомобильными и железными дорогами для отвода воды и предотвращения размывания насыпи

Особенности и преимущества водопропускных труб

Водопропускной трубопровод позволяет организовать дренаж под автомобильной или железной дорогой. Чаще всего такую конструкцию монтируют в целях отвода ручья или русла небольшой реки. Такой трубопровод применяют и в случаях, когда необходим отвод дождевой и талой воды.

Важно! При небольшой высоте дорожной насыпи нет возможности организовать полноценный мост, поэтому водопропускной трубопровод в таком случае является единственным выходом из ситуации.

Рассмотрим основные преимущества использования водопропускного трубопровода:

  • использование таких труб в дорожном полотне не только решает проблему отвода воды, но и позволяет укрепить дорожную насыпь. Благодаря этому прочность дороги повышается и уменьшается риск разрушения насыпи.
  • бюджетность устройства водопропускного трубопровода, по сравнению с мостом, позволяет сэкономить на строительстве дороги.
  • наличие возможности монтажа водопропускного канала после окончания строительства насыпи. Установка моста в таком случае чаще всего попросту невозможна или обходится гораздо дороже.
  • повышенная скорость монтажных работ.

Положительные моменты при монтаже этих конструкций во многом зависят от конкретного случая и от материала, из которого выполнен водопропускной канал.

Виды водопропускных труб

Все водопропускные трубы классифицируют по нескольким основным критериям.

Трубы для водопропускных сооружений могут быть из разных материалов, в том числе полимеров

Водопропускные трубопроводы могут быть изготовлены из следующих материалов:

  • металлические;
  • бетонные;
  • железобетонные (ЖБИ изделия);
  • из полимерного материала.

По поперечным сечениям, в зависимости от их формы, водопропускные трубы бывают:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • овальные.

По количеству очков в сечениях:

  • одноочковые;
  • двухочковые;
  • многоочковые.

Кроме этого, существует подразделение водопропускных труб по работе поперечного сечения. Однако такой параметр берут во внимание только в том случае, если проводится гидравлический расчёт труб.

Рассмотрим виды водопропускных труб по работе поперечного сечения:

  • безнапорные;
  • полунапорные;
  • напорные.

Напорные изделия работают всей площадью своего сечения, тем самым создавая максимальные пропускные показатели. Полунапорные работают всем сечением только в области оголовка трубы. Безнапорные постоянно работают только частью своего сечения.

Безнапорные трубы пропускают небольшое количество стоков и устанавливаются там, где объемы воды небольшие

Размеры

Водопропускные конструкции с круглым сечением, монтируемые под автополотном или железной дорогой, могут обладать следующими диаметрами:

  • 500 мм — длина таких труб зависит от конкретного случая и рассчитывается исходя из ширины автомобильной дороги;
  • 750 мм — такие трубы могут иметь длину до 15 м;
  • 1000 мм — конструкция, имеющая такой диаметр, не должна иметь длину выше, чем 30 м.

Конструкция для внутрихозяйственного типа дорог, может обладать сечением 500 мм и длиной до 10 м.

Особенности железобетонных труб

На сегодняшний день стоимость на бетонные и железобетонные конструкции считается наиболее бюджетной из всех возможных вариантов. Низкая цена на эти материалы является определяющим фактором для многих строительных компаний. Кроме этого, такие конструкции обладают отличными показателями прочности и герметичности.

Железобетонные водопропускные трубы более прочные, по сравнению с изделиями из бетона. Главным преимуществом железобетонных труб считается возможность организации их производства на месте монтажа (у дороги). В противном случае их транспортировка выполняется с использованием специальных грузоподъёмных машин.

Как уже было сказано выше, водопропускной трубопровод может служить не только для отвода вод, но и выполнять функцию пешеходного перехода. Диаметр канала может быть от 500 до 4000 мм. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что водопропускные железобетонные трубы могут использоваться и в сейсмоактивных районах. Исследования показали, что независимо от показателей диаметра, водоотводный канал может выдерживать даже сильные землетрясения (до 9 баллов по шкале Рихтера).

Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью и могут использоваться в сейсмически активных регионах

Производятся такие трубы в виде отдельных сегментов. Звенья железобетонные водопропускных труб могут иметь длину от 1 до 4 м. Железобетонные изделия регламентируются ГОСТом 24547–81.

Трубы из полимеров

На сегодняшний день изделия из полимеров становятся всё более популярными. Кроме этого, возможности современных производств позволяют выпускать полимерные трубы, которые обладают высокими прочностными характеристиками и могут заменить трубы из железобетона или металла. Вместе с тем вес полимерных изделий гораздо ниже в сравнении с другими материалами, что облегчает транспортировку и установочные работы.

Однако, несмотря на высокие прочностные характеристики, водопропускные трубопроводы из пластика монтируются в железные арки. Металлические конструкции позволяют обезопасить сооружение от обвала.

В некоторых случаях вокруг пластикового канала сооружают специальную каменную арку или короб — габион. В результате получается прочная конструкция, которая способна выдерживать большие нагрузки и обладающая устойчивой к коррозийным воздействиям полимерной сердцевиной. Эксплуатационный срок такой конструкции в нормальных условиях может достигать не один десяток лет.

Металлические водопропускные трубопроводы

Металлические конструкции обладают гофрированным корпусом и являются наиболее прочными. Такие водопропускные каналы способны выдерживать колоссальные нагрузки, однако, такие трубы обладают одним большим недостатком — они подвержены коррозии.

Металлические трубы подвержены коррозии, поэтому используются в качестве временных конструкций

Полезная информация! Из-за ржавления металлические водопропускные трубы, как правило, используются в качестве временных конструкций.

Наиболее популярный вариант использования таких труб — временный проход под автомобильной магистралью. Проходы производятся с целью отвода воды с одной стороны дороги на другую. Такая необходимость зачастую возникает в случае засорения или обвала основного водопропускного канала. Кроме этого, металлическую трубу могут использовать как защитный футляр для полимерного трубопровода, обладающего устойчивостью к коррозийным воздействиям.

Гофрированные железные водопропускные трубопроводы применяются и для армирования стенок буровых скважин. Иногда из таких труб всё же монтируют постоянную конструкцию, однако, это происходит крайне редко.

Собираются металлические водоотводные каналы из отдельных сегментов. Сборка, как правило, выполняется на месте установки. Стоит также отметить, что такие трубы могут иметь практически любую форму в готовом виде. Это связано с тем, что они имеют гофрированные стенки, которые способны сгибаться. Если металлические листы имеют защитный антикоррозийный слой, такая конструкция может прослужить до 50 лет. Затраты на обустройства водоотводного металлического канала на 20–30% ниже, чем железобетонного.

Технология производства

Предприятия, которые производят подобные трубы, придерживаются ряда важных правил:

  • каждый составляющий элемент (звено) трубы должен в обязательном порядке проходить необходимую проверку на соответствие стандартам ГОСТа. По ГОСТу длина звена может иметь отклонение от 0 до 10 мм. Толщина стенок тоже может быть с некоторым отклонением — от 5 до 10 мм. Другие показатели могут иметь погрешность до 10 мм;
  • места стыков всех элементов должны быть очищены от наплывов, а также брызг бетона, которые могли образоваться в процессе производства. Чистота стыков является необходимым параметром, который влияет на герметичность соединения звеньев;
  • сортировка отдельных элементов должен осуществляться в соответствии с маркой. После этого все отсортированные элементы необходимо переместить в одно место.

Произведенные ЖБ трубы проверяются по многим параметрам, которые должны соответствовать стандартам ГОСТ

Таким образом выполняется производственная доработка и сортировка отдельных изделий для водопропускных трубопроводов.

Обратите внимание! Транспортировка этих элементов к месту, где будут проходить монтажные работы, проводится в соответствии с необходимыми нормами, чтобы не допустить порчу продукции. Вся продукция доставляется до места монтажа в таком же виде, в каком она после сортировки была доставлена на склад.

Перед монтажом в обязательном порядке проводятся подготовительные мероприятия.

Подготовительные работы перед монтажом

В самом начале, перед монтажом водопропускного канала, производится подбор площадки, на которой впоследствии развернётся строительство. После того, как необходимое место выбрано, выполняется его очистка от посторонних предметов (травы, веток, мусора и т. д.).

Далее все составляющие будущего водопропускного трубопровода раскладываются в правильной последовательности для последующей сборки. Перед сборкой необходимо провести соответствующую разметку и определить ось изделия, а также контур котлована. Кроме этого, перед подготовительными работами выполняются все необходимые расчёты (включая гидравлический расчёт). Всё это нужно для того, чтобы в процессе монтажа не возникло непредвиденных ситуаций, также от этого зависит нормальная эксплуатация водопропускного трубопровода в будущем.

Нюансы монтажа

Работы по рытью котлована проходят с применением специальной техники, однако, выравнивание стенок котлована выполняется вручную (при помощи лопат). В случае, если почва на дне котлована неустойчивая и мягкая, её прокладывают булыжником. Он прокладывается по всей площади дна котлована с применением специальных инструментов.

Подготовка котлована для труб производится при помощи техники

Рытьё котлована проводится без установки специальных ограждений, но в некоторых случаях ограждения всё-таки необходимы. Например, если в яму могут попасть водяные стоки. Довольно часто перед рабочими встаёт необходимость в укреплении стенок котлована. Подобное укрепление производится с учётом строительных норм и правил безопасности в тех случаях, когда поблизости с разрабатываемым котлованом находятся жилые или производственные постройки.

Размеры котлована, как правило, зависят от конкретного случая и определяются с учётом диаметра и формы сечения водопропускного трубопровода. Углы откосов такой конструкции имеют прямую зависимость от свойств конкретного грунта, в условиях которого осуществляются монтажные работы.

Важно! При обустройстве котлована под водопропускной канал необходимо заранее предусмотреть и удобно спланировать расположение трубы, чтобы в случае поломки водопропускной трубопровод был доступен для ремонтных работ.

Для проведения работ по установке гидроизоляционного покрытия или антикоррозийной защиты необходимо запомнить одно важное правило — расстояние между стенками фундамента и стенками котлована не должно быть меньше 70 см. Это нужно для удобства выполнения работ, ведь эти процедуры осуществляют рабочие. Если же использование людей не является обязательным — этот показатель снижается до 10 см. Стоит также отметить, что при отсутствии необходимости в обустройстве фундамента, котлован для водопропускного трубопровода роется точно по размерам трубы.

Монтаж фундамента

В случае, если фундамент состоит из сборных железобетонных плит, то в первую очередь проводится установка звеньев, которые составят оголовок будущей водопропускной трубы. Укладка блоков выполняется до уровня подошвы, а дальше проводится работа по заполнению пазух до того же уровня.

Для монтажа фундамента используют бетонные блоки или плиты

Рассмотрим основные этапы обустройства монолитного фундамента:

  1. В первую очередь необходимо изготовить или приобрести уже готовую опалубку.
  2. Далее подготавливается необходимый для заливки бетонный раствор.
  3. На третьем этапе подготовленный заранее бетонный раствор заливается в опалубку.
  4. Когда раствор застынет, необходимо демонтировать опалубку и залить образовавшиеся пазухи.

Монтаж водопропускной трубы

Перед проведением монтажных работ необходимо очистить все элементы конструкции (звенья, блоки и т. д.) от грязи. Если монтаж проводится зимой, то нужно очистить все изделия от снега и льда. После этого можно приступить непосредственно к монтажу. Монтаж выполняется в три этапа:

  1. Конструктивные элементы, которые обладают плоскими гранями, монтируют на цементный раствор. Цилиндрические части водопропускного трубопровода устанавливаются на специальные деревянные подкладки. После этого, под цилиндрические звенья заливают раствор.
  2. Заливка раствора проводится с одной стороны до того момента, пока он не появится с другой стороны. Благодаря этому достигается выравнивание и полное заливание всех швов в конструкции. В случае если бетонирование проводится для каждого звена отдельно — используется раствор с подвижностью по эталонному конусу в 12 см.
  3. После того, как работы по бетонированию водопропускного канала завершены, осуществляется его гидроизоляция. Ее проводят с помощью мастики.

Ремонт водопропускных труб

На сегодняшний день существует несколько основных вариантов по ремонту водопропускных труб. Как правило, ремонт водопропускных трубопроводов выполняется безкотлованным методом. То есть, ремонтные работы проводятся без откапывания трубы из котлована. Котлованный метод используется гораздо реже — в тех случаях, когда необходима полная замена трубопровода.

Восстановление функций канала может проводиться при помощи новой трубы, которая просто вставляется в старую

Рассмотрим основные варианты по ремонту водопропускных коммуникаций:

  • санация;
  • технология SPR;
  • релайнинг;

Кроме этого, существует ещё один способ ремонта таких труб — микротоннельный, однако, он используется крайне редко из-за больших затрат на оборудование. К тому же, один комплект оборудования подходит только к определённому диаметру трубы с круглой формой сечения.

Санация

Санация — это способ, основанный на протаскивании рукава из пластика внутри ремонтируемого водопропускного трубопровода. После того, как протаскивание рукава закончено, в него закачивают воздух с целью создания избыточного давления. Рукав, накачанный воздухом, повторяет форму трубы изнутри. Затем его облучают ультрафиолетовыми лучами. В результате этого рукав затвердевает и образуется своеобразный дополнительный каркас, который не только ремонтирует трубу, но и усиливает прочностные характеристики конструкции в целом. Толщина стенок подобного рукава составляет примерно 8 мм.

Обр атите внимание! Все ремонтные работы занимают всего несколько часов, поэтому такой способ ремонта водопропускного трубопровода является очень популярным.

Технология SPR является способом ремонта водопропускных конструкций, которые отличаются большими показателями диаметра. Кроме этого, такая технология используется для ремонта труб не только с круглой формой сечения, но и для других.

Процесс ремонта по такой технологии проходит в 2 этапа:

  1. Внутри ремонтируемого канала навивают профиль. Профиль, как правило, изготавливается из поливинилхлорида (ПВХ) и армируется специальными вставками.
  2. Производится заливка раствора в зазор между ремонтируемой трубой и корпусом.

После ремонта с использованием технологии SPR, несущие показатели конструкции увеличиваются в 2–3 раза.

Релайнинг

Релайнинг выполняется путём прокладки в старую водопропускную трубу новой, которая сделана из стеклопластика. Внутри происходит стыковка звеньев, а затем зазор между двумя стенками заливается, как и в прошлом случае, цементным раствором.

Стоит отметить, что в мире существует множество технологий по ремонту водопропускных труб, однако наиболее популярных, проверенных временем способов всего несколько и их применяют практически во всем мире.

Что такое водопропускные трубы, каковы особенности их эксплуатации

На любой местности можно найти речки, водоёмы, овраги и просто места протекания весенних паводков. Такие рельефные особенности весьма усложняют обустройство дорог, особенно это касается соединения населённых пунктов. Существует два инженерных решения данной проблемы: мосты и водопропускные трубы.

О втором из них и пойдёт речь в этой статье.

Фото водопропускной трубы, расположенной под железнодорожными путями

Технические и конструкционные особенности

Водопропускная труба – это специальное цилиндрическое сооружение определённых размеров, которое устанавливается в основании дорожного полотна и является своеобразным туннелем для протекающего под ним водяного потока. То есть, если имеется, например, ручей, через который необходимо проложить качественную дорогу, в его русло монтируется описываемая конструкция, и уже по ней выполняются запланированные работы.

Следует знать: пропусканием воды функциональность таких труб не ограничивается, и иногда они используются для создания скотопрогона или других путепроводов.

Водопропускная труба в качестве железнодорожного туннеля

Сравнение с мостом

Если, по сути, основной задачей рассматриваемого изделия является прокладка дороги через водное препятствие, то почему бы не установить для этого малый мост?

Дело в том, что при примерно одинаковых затратах на строительство у трубы есть несколько преимуществ:

  • Отсутствует нарушение целостности земляного полотна и структуры прокладываемого пути.
  • Относительно низкое содержание водопропускных труб. Ремонт и техническое обслуживание обходятся дешевле, чем у мостов.
  • Уменьшение нагрузок на трубу пропорционально увеличению толщины насыпи грунта, начиная от двух метров.

Вариант, в котором нагрузки на сооружение практически отсутствуют

  • Приемлемая цена всей конструкции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в случае большого расстояния между берегами мост остаётся единственно возможной постройкой, а вот при малом – гораздо более рациональной станет установка водопропускной трубы.

Разновидности

Прямоугольная железобетонная водопропускная труба под дорогой

Существует множество видов рассматриваемых конструкций, их отличительные черты можно выделить в следующую таблицу:

Размеры

Правильно подобранные размеры – гарантия качественного функционирования

Рекомендуемое соотношение диаметра и длины водосточной трубы выглядят так:

Диаметр, мДлина, м
1Не более 30
0,75Не более 15
0,5Не более 10

Также существует определённая формула, по которой производится расчет водопропускных труб:

СимволЗначение
LтрДлина всей конструкции
вШирина полотна грунта
нТолщина насыпного слоя
сТолщина стенок
dДиаметр сечения
мКоэффициент заложений откосов

Общие правила обустройства

  • При установке десятиметровой трубы на внутрихозяйственной дороге с полуметровым сечением требуется осуществлять насыпь толщиной не менее пятидесяти сантиметров.
  • Водопропускные трубы на автомобильных дорогах по СНиП могут располагаться только при условии наличия профиля и плана, соответствующего данному виду дорог.
  • Наиболее распространённый тип работы данных сооружений – безнапорный, предполагающий естественный поток воды. Реже применяется напорный или полунапорный.
  • Инструкция запрещает монтаж водопропускных конструкций на водоёмах, по которым в случае образования наледи движутся ледоходы, так как льдины могут создать аварийный затор на входе в трубу.

В местах образования ледоходов строятся мосты

Совет: для обустройства труб в реках, где происходит рыбный нерест, необходимо в первую очередь получить разрешение у рыбного надзора. В обратном случае застройщика будет ожидать крупный штраф.

  • Расстояние до грунтовых вод должно соблюдаться в зависимости от режимов работы следующее:
Режим работыРасстояние, см
Безнапорный50
Напорный100
Полунапорный100
  • Оголовки водопропускных труб создаются из стенок из стенок портала и откосных крыльев, закопанных в землю ниже уровня промерзания на 0,25 м, и имеющих под собой гравийную подушку толщиной не менее десяти сантиметров.

Входной оголовок водопропускной трубы

  • Обычная почва под сооружением заменяется смесью песка и щебня. Это исключит её проседание.
  • Можно выделить три типа групп, отличающихся своими несущими способностями. В каждой из них высота грунтовой засыпки имеет свой показатель: 2 м, 4 м и 6 м соответственно.

Следует знать: в нестандартных условиях допускается использовать иные грунтовые засыпки и расчётные высоты с целью достижения более рационального использования ресурсов.

  • Маркировка водопропускных труб осуществляется с помощью букв и цифр, разделённых дефисом. По левую сторону указывается тип изделия, а по правую – диаметр условных проходов, полезная длина и номера групп, определяющих несущие возможности конструкции.
  • Бетонные изделия устанавливаются согласно ГОСТу 26633. Для этого используется тяжёлый бетон с классом прочности не ниже В25 и водонепроницаемостью – W Только такие параметры гарантируют длительную и исправную работу сооружения.

Следует знать: наличие трещин на трубах из бетона и железобетона не допускается. Исключением является лишь усадочная ширина, не превышающая 0,05 мм.

  • Для создания крыльев подходят монолитные плиты из бетона класса B При этом армирование не обязательно.

Чертёж откосного крыла

Строительные работы

Лекальные блоки под звенья водопропускных труб из бетона

О выполнении работы лишь своими руками речи и быть не может, так как элементы конструкции габаритные и тяжёлые. А вот с монтажной бригадой и соответствующим оборудованием справиться будет несложно.

Котлован

Земляные работы при установке водопропускной конструкции

При рытье котлована соблюдается ряд правил:

  1. Крепление стен предусматривается только в случае высокого насыщения почвы грунтовыми водами.

Крепления боковых стен траншеи

  1. Крутизна откосов определяется в соответствии глубины траншеи и свойствами разрабатываемой почвы.
  2. Если планируется установка гидроизоляции на или другие подобные работы, предполагающие присутствие людей в котловане, то его стенки должны быть удалены от фундамента на расстояние не меньшее чем 0,7 м.

Совет: если же никакие дополнительные работы после укладки трубы не планируются, то можно ограничиться промежутком в 0,1 м. Этого будет вполне достаточно для обеспечения нормального проведения монтажа.

  1. По периметру объекта обустраиваются грунтовые валики, предотвращающие проникновение поверхностных вод в траншею.
  2. В тех случаях, когда установка осуществляется на территории водоёма, можно воспользоваться одним из двух способов удаления жидкости с места застройки:
    • Если дело обстоит на склоне, то от дна котлована просто роется дополнительная траншея для отвода воды в канаву.
    • В остальных же случаях потребуется создание приямка и выкачка из него жидкости при помощи насосного оборудования.

Фундамент

Закладка основания для водопропускного сооружения

Наиболее распространёнными являются сборный и монолитный фундаменты, реже применяется сборно-монолитный, а для мест со слабым грунтом лучше подойдёт столбчатый.

Рассмотрим ход монтажа на примере самого трудоёмкого варианта – монолитного:

  1. Устанавливаем опалубку по периметру заливки.
  2. Замешиваем или доставляем бетонный раствор.
  3. Производим заливку и трамбовку смеси.

Совет: в процессе заливки бетона рекомендуется пробивать его периодически стальным прутом. Это позволит избежать образования воздушных карманов.

  1. Накрываем бетон плёнкой и поливаем водой до его схватывания.
  2. Снимаем опалубку.
  3. Засыпаем пространство между землёй и монолитом фундамента гравием, смешанным с песком.

Сборный вид основания отличается тем, что вместо заливки раствора, производится монтаж готовых бетонных компонентов.

Материал трубы

Бетонное сооружение в сельскохозяйственной местности

Бетонные или железобетонные трубы являются классическими в данном вопросе и проверены временем. Но хочется уделить отдельное внимание более продвинутому варианту, представляющему собой металлическую гофрированную конструкцию.

Практичные металлические гофрированные водопропускные трубы

Преимущества такого типа сооружения:

  • Широкий ассортимент различных диаметров. Позволяет сделать наиболее оптимальный выбор для любой ситуации.
  • Малый вес. Значительно упрощает транспортировку и сами монтажные работы.
  • Лёгкость установки. Для обращения с рассматриваемым материалом не требуется наличие каких-либо специальных навыков.
  • Высокие показатели прочности и гибкости. В сочетании с грунтом даёт большую надёжность, чем железобетонная конструкция.
  • Длительный эксплуатационный срок, достигающий до ста лет.
  • Низкая цена. Даёт до 50% экономии в сравнении с использованием других материалов.
  • Универсальность. Применяется в любых климатических условиях.

Гидроизоляция

Гидроизоляция водопропускного сооружения

Гидроизоляционные работы чаще всего выполняются при помощи битумного раствора или листов рубероида. Главное перед укладкой материала очистить поверхность трубы от мусора, грязи, а зимой и от оледенения.

Обратная засыпка

После того как конструкция установлена, её следует обратно засыпать грунтом. Для этой цели вполне подойдёт тот, который ранее был изъят из котлована.

Происходит всё следующим образом:

  1. Равномерно засыпаем землю в пространство между почвой и стенками сооружения.
  2. Когда грунт засыпан по обе стороны, уплотняем его с помощью специальных трамбовочных машин.
  3. После этого создаём насыпь сверху, толщина которой соответствует вашему проекту.
  4. Непосредственно над трубой уплотнение не происходит во избежание технических перегрузок на изделие.

Заключение

Сооружение мостов не всегда оправдано при строительстве дорог через реки или овраги. Чаще гораздо рациональнее установка водопропускной трубы, которая обходится дешевле и имеет ещё несколько немаловажных преимуществ (см.также статью “Опрессовка труб в вашем доме”).

Залогом успешного монтажа является соблюдение определённых правил, которые подробно описаны выше. Сам же процесс состоит из земляных работ, закладки фундамента, укладки самого изделия и обратной его засыпки.

Водопропускные трубы на водоёме

Видео в этой статье предоставит вашему вниманию дополнительное количество информации, имеющей непосредственное отношение к рассмотренным материалам.

Установка описанных сооружений позволяет решить множество проблем, связанными с прокладкой дорог на местности, изрезанной реками и овражками.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector