0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство дорожек из асфальта

Асфальтовая дорожка на даче

предлагает недорогую и выгодную услугу по созданию асфальтированных дорожек на приусадебных участках, придомовых территориях в Москве и Московской области.

Цена на асфальтирование дорожек за м2

ПокрытиеЕд. Измерен.Цена, руб.
1.Устройство покрытия из мелкозернистого асфальтобетона4-5 см450
2.Устройство покрытия из песчанного асфальтобетона4-5 см460
3Устройство покрытия из крупнозернистого асфальтобетона4-5 см490
4Установыка бордюра садового для тротуара цена с материаломшт.750
5Установка бордюра дорожного для тротуара цена с материаломшт.980
6Демонтаж старого тратуара с вывозомм2100

Цены на асфальтирование дорожек

Облагораживание территории с помощью сети пешеходных дорожек позволяет создавать удобные подходы к частному домовладению, подъездам многоквартирного дома. Надёжный, проверенный материал гарантирует долгий срок службы асфальтированного покрытия, стоит намного дешевле тротуарной плитки, брусчатки или природного камня.

19.12.2020 Дорожные работы

31.03.2020 Асфальтирование улиц

18.12.2017 Асфальтирование площадок

13.12.2017 Асфальтирование тротуаров

11.12.2017 Укладка асфальта

11.12.2017 Асфальтирование территории от Транском

Асфальтовая дорожка на даче

Наверняка, Вы нередко сталкивались с очень неприятной ситуацией на дачном участке после обильного дождя: пройти по участку утопая в грузи очень трудно и радости мало. Поэтому, у Вас может возникнуть идея о прокладке асфальтовой дорожки вместо обычной протоптанной грунтовке.

На первый взгляд идея может показаться абсурдной, так как асфальт в большинстве случаев мы видим на дорогах или городах. С другой стороны нету в асфальте ничего такого диковинного — это удобно, практично, а с учетом возможности укладки цветного асфальта, еще и красиво.

Основных способов заасфальтировать основные места передвижения по даче два:

  • можно привлечь специалистов со спецтехникой. Дорожники приедут на гусеничном бульдозере, заровняют все и уложат асфальт в считанные часы (если у вас участок на несколько гектар, то данный способ очень даже ничего);
  • второй вариант — для любителей делать все своими руками и с использованием подручных средств.

Преимущества асфальта

В пользу асфальта, по сравнению с гравийной, бетонной дорожками и дорожкой из булыжника можно привести ряд доводов.

  • Ремонтопригодность — залатать асфальтную ямку проще простого, в отличии от той же бетонной.
  • Аккуратность. Гравийная дорожка со временем будет «телепортироваться» на близлежащие территории и её необходимо будет собирать, а асфальт останется там где Вы его оставили навсегда.
  • Простота. Для укладки асфальтовой дорожки необходимо меньше физических затрат и привлечения специалистов.
  • Дизайн. Цветные асфальты, укладываемые в холодном состоянии, — отличное дизайнерское решение и украшение двора.

Необходимые инструменты:

  • Лопата, грабли, асфальт, вода, трамбующий ролик, декоративный камень, уровень, ручной каток.

Этапы строительства:

  • Направляющая траншея. Определяетесь с направлением укладки, с помощью лопаты делаете углубление с необходимой высотой. 30 см слой асфальта на дачном участке не нужен, но и менее 3 см делать дорожку не стоит. Края углубления могут выступить в качестве бортиков, но можете их усилить направляющими или декоративными камнями, которые там и останутся и будут служить в качестве декоративного бордюра.
  • Основа. Из подготовленного углубления следует обрать все инородные и крупные предметы, камни, поверхность тщательно разравнять граблями и прокатать уплотняющим роликом. Если грунт очень сухой и не поддается трамбовке — смочите немного водой.
  • Укладка. Этот этап Вы могли видеть в городских условиях во время укладки асфальта: подвозите тачкой или другой спецтехникой асфальт, засыпаете в подготовленную траншею и разравниваете по всей площади. В конце необходимо создать небольшой уклон для стока воды в стороны. Для этого с помощью граблей немного «начешите» асфальта с краев к центру.
  • Утрамбовка. Самый простой, но ответственный этап. Для него понадобится ручной каток, с помощью которого необходимо 5-6 раз (можно и 10 — не помешает) прокатать асфальт от начала до конца. Прокатывать нужно не зигзагом, а отдельно каждую сторону: сперва левую, затем правую, а в конце прокатываете центр, тем самым обеспечивая уклон.

Если решили реализовать такую интересную затею, то для начала попробуйте заасфальтировать небольшой участок позади дома — освойте хоть не много данное ремесло, а потом переходите на .

Метки:асфальт, асфальтная дорожка, Тротуарные покрытия

Правила укладки асфальтовой дорожки

Свою работу по асфальтированию на даче или в городе наша компания начинает с тщательного планирования. Грамотное размещение дорожек на территории обеспечивает удобство при их использовании. При планировании важно учитывать расположение крупных деревьев, корни которых со временем могут повреждать асфальтовое полотно.

После утверждения плана размещения пешеходных троп мы приступаем к подготовительному этапу, в который входит создание дренажной системы для отвода лишней воды. Кроме подготовки дорожного основания и самого процесса укладки асфальта в список работ входит погрузка и вывоз вынутого грунта, строительного мусора после окончания асфальтирования.

  • Готовится основание, вынимается грунт на глубину до 30 см.
  • По бокам устанавливается бордюрный камень, укрепляющий границы дорожки от расползания.
  • Для бортового камня выкапываются траншеи, вдоль которых натягивают шпагат. Ориентир необходим для того, чтобы бордюр, укреплённый цементным раствором, стоял ровно и красиво. Кроме природного камня для бордюра можно использовать бетонные блоки, кирпичи.
  • После подготовки земляного основания и трамбовки грунта на дно ложа укладывают слой песка, толщина которого достигает 15-20 см.
  • На уплотнённый песчаный слой насыпают щебень крупной фракции.
  • Поверх щебня идёт слой гидроизоляции.
  • Сверху засыпают мелкий гравий.
  • Тщательно трамбуют «слоёный пирог» основания, формуя плотную безвоздушную подушку под асфальт. Чем плотнее будет основание, тем дольше прослужит пешеходная дорожка.

Поверх основания формируют финишное покрытие из горячего асфальта. После разравнивания асфальта покрытие трамбуют вибропрессом или ручным катком. Наша компания оснащена специальной мини-техникой, использование которой ускоряет и удешевляет процесс укладки асфальтового слоя, толщина которого – 5-7 см.

Асфальтирование дорожек

Для облагораживания приусадебного участка, облагораживания наземных коммуникаций придомовой территории или для удобного подхода к частному домовладению оптимально создать сеть дорожек. При выборе их покрытия, асфальт – считается самым оптимальным решением из-за невысокой стоимости и надежности данного материала. По сравнению с тротуарной плиткой, природным камнем, брусчаткой, асфальт более доступен и прост в использовании.

Наша компания предлагает услугу асфальтирования дорожек в городе Москва и Московской области. Асфальтирование дорожек – недорогое решение для облагораживания приусадебных участков, прокладки сети коммуникаций, организации подъезда к частному домовладению. Асфальт — долговечное покрытие, которое не требует больших затрат на укладку и дальнейшее поддержание отличного состояния. Использование различных вариантов декоративного бордюра, поможет вписать асфальтированную дорожку практически в любой дизайн проект.

Цены на асфальтирование дорожек от нашей компании представлены на странице по ссылке.

Асфальтирование дорожек различного назначения требует тщательного планирования размещения на территории. И дело не только в удобстве их дальнейшего использования, а в том, чтобы оптимально разместить дорожки на удалении от рядом растущих деревьев, корни которых, могут со временем повредить полотно дорожки.

Технология асфальтирования дорожек:

  • После того, как утвержден план размещения дорожек, начинается подготовительный этап. Снимается и утрамбовывается слой грунта, примерно на глубину в 30 сантиметров. Так как границы будущей дорожки, как правило, обычный грунт, то следует укрепить границы сооружения. Для этого, по бокам дорожки устанавливаются бордюры, которые защищают дорожку от расползания. Для того, чтобы установить бордюр, под него выкапывается траншеи, вдоль которых натягивается веревка – ориентир, для того, чтобы установленные бетонные блоки стояли ровно. Бордюр устанавливается на цемент. В качестве бордюра можно использовать бетонные блоки, природный камень и даже кирпичи. Все зависит от стоимости и дизайна проекта дорожек.
  • Когда земляное основание готово, грунт утрамбован, на него кладут слой песка в 15-20 сантиметров, который также утрамбовывают. Следующий «слой пирога» основания под дорожку — 40 сантиметровый слой щебня крупной фракции. Поверх него накладывается гидроизоляционный слой. А уже поверх гидроизоляции, укладывается слой мелкого гравия. Весь этот «слоенный пирог» необходимо утрамбовать, чтобы сформировать плотную, безвоздушную подушку под асфальт. Чем качественней будет проведена утрамбовка основания дорожки, тем дольше она прослужит.
  • Поверх подготовленного основания укладывается асфальт температурой от 105 до 120 градусов. Чем выше температура асфальта, тем меньше его приходится утрамбовывать. К примеру, при температуре асфальта в 70 градусов, для его уплотнения необходимо пройтись по нему минимум 3 раза катком. Уплотнять асфальт лучше вибропрессом или ручным катком. Для того, чтобы асфальтная смесь не налипала на поверхность катка, ее смазывают водой или соляркой. При выполнении уплотнения, необходимо разравнять все поперечные швы, а также следить, чтобы валец катка выходил за границы неуплотненного покрытия на 10-20 сантиметров. Так Вы проконтролируете, чтобы абсолютно вся поверхность дорожки утрамбовалась и со временем не начала разрушаться по краям. Рекомендуемая толщина слоя асфальта для дорожки должна составлять 5-7 сантиметров.

Не забывайте о правилах дальнейшей эксплуатации асфальтированной дорожки:

  1. Воспрещается заезжать на асфальтированную дорожку тяжелой техникой, которая может повредить полотно. Например, гусеничная техника.
  2. В летний период, при высоких температурах, не рекомендуется оставлять на дорожке тяжелые предметы, так как при высоких температурах асфальт становится пластичным и может произойти его деформация.
  3. Необходимо своевременно ремонтировать асфальтное полотно. При появлении небольших ям, следует выполнить ямочный ремонт, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение дорожки. Для ямочного ремонта можно использовать битум и недорогое сырье – асфальтную крошку.

При правильной эксплуатации, Вы получите долговечное, прочное покрытие для дорожек, которые придадут территории ухоженный вид. А благодаря удобству в уборке, доступности цены, асфальт – идеальное решение для покрытия дорожек любого назначения: на загородной территории или в качестве подхода к частному домовладению. Наша компания готова своевременно и качественно выполнить Ваш проект. Для уточнения информации достаточно позвонить по телефону +7 (499) 899-41-49 или.

Как выбрать качественный асфальт

Изготовлением асфальта занимаются специализированные предприятия, асфальтовые заводы. Наша компания за долгие год работы наладила партнёрские отношения со многими предприятиями Москвы. Мы покупаем качественный материал по оптовым ценам, выбирая производителя так, чтобы доставка до объекта занимала минимум времени.

Для асфальтирования по низкой цене можно использовать вторичный материал, асфальтовую крошку. Готовится крошка из старого покрытия. Куски снятого асфальта дробят до получения крошки нужного размера. Добавка битумной составляющей обеспечивает плотность и прочность будущей асфальтированной поверхности. Поверхность из асфальтовой крошки отлично справляется с умеренными нагрузками, идеально подходит для создания пешеходных путей, оформления дворов и придомовой территории на дачах, в загородных коттеджных посёлках и городах.

В зависимости от типа асфальтовых работ используется материал различного состава. Для дорожного полотна нужен прочный асфальт от М1200, для тротуаров достаточно марки М100. К покрытию пешеходных зон предъявляются специальные требования.

  • Асфальт должен обладать высокими показателями износостойкости, устойчивости к истиранию.
  • Необходим высокий уровень прочности и жёсткости.
  • Требуется шероховатая антискользящая поверхность, обеспечивающая надёжную сцепку с обувью.
  • Покрытие не боится влаги.
  • Не трескается при минусовых температурах.

Кроме технических требований важно получение ровного и однородного по цвету покрытия. Асфальтирование дорожек на даче или загородном участке силами нашей компании гарантирует получение эстетичного результата.

Читать еще:  Крепление в пеноблоке тяжелых конструкций

Типы асфальтового покрытия

Существует два основных типа асфальта – природный и искусственный. Первый получается после химических и физических преобразований, которые происходят в горных породах с одновременным вовлечением нефтяных фракций на самой поверхности грунта. Второй тип является результатом производственного процесса, когда смешивают щебень, песок, минеральный порошок и битум.

Натуральный и искусственный асфальт

Производители постоянно работают над составом и способами получения продукта, чтобы сырье было еще более качественным. Горячий тип асфальта состоит из вязкого битума, минеральных порошкообразных смесей, песка и гравия. Все ингредиенты смешивают в одну массу под воздействием высокой температуры. Такой продукт пригоден для использования сразу после изготовления, иначе он быстро теряет свои свойства.

При производстве холодного типа асфальтного продукта применяют битум в жидком виде. В дальнейшем в смолистую смесь добавляют вещества, которые работают как замедлители отвердения.

В составе литого покрытия имеются такие же материалы, как в горячем. Разница в том, что в этом случае битума и порошка берут больше. Особенностями литого асфальта называют рельефность и небольшую толщину, при этом показатели качества и эксплуатации на два-три порядка выше остальных типов.

Производство цветной асфальтовой смеси может происходить холодным или горячим способом. К стандартному набору материалов добавляют щебень и цветную краску.

Асфальт бывает в виде крошки. Получить ее можно из старого покрытия путем фрезерования либо дробления. От состава полученной смеси и типа фрезы зависит качество конечного продукта.


Изготовление цветного дорожного покрытия

Правила эксплуатации

Чтобы продлить срок службы сети на участке, следует использовать их по назначению.

  • Не допускайте передвижения тяжёлой техники, которая может повредить асфальтировку.
  • В летний зной асфальт становится мягким и может деформироваться, если оставить на покрытии тяжёлые предметы.

При появлении трещин и выбоин на асфальтобетонной поверхности своевременно выполняйте ямочный ремонт. Использование битумных эмульсий и асфальтовой крошки удешевляет стоимость ремонта.

Ремонт асфальта во дворе

Под действием неблагоприятных факторов на покрытии могут образовываться вмятины, трещины и сколы. Это все можно обновить. Для нового покрытия используют асфальт холодного приготовления. Его можно укладывать при низкой температуре, качество и прочность от этого не пострадают. Для сохранения целостности асфальта не следует заезжать на него тяжелыми машинами, особенно в летнюю жару.


Варианты асфальтирования старого покрытия

Видео по теме: Как заасфальтировать участок

Асфальт для тротуаров: виды и необходимая толщина – ООО «Асфальт-Качество»

Асфальтобетонное покрытие, используемое для устройства автомобильных дорог и тротуаров, имеет несколько основных разновидностей, каждая из которых характеризуется определенными физико-механическими показателями. Асфальт для тротуаров также может быть нескольких видов, а используемый материал, качество основания, климатические условия и загруженность территории влияют на необходимую толщину слоя.

«Асфальт для тротуаров должен обладать достаточной прочностью, износостойкостью и другими эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими комфортное и безопасное движение пешеходов на протяжении длительного времени»

Срок службы тротуара или другой пешеходной зоны зависит, в первую очередь, от качества материала, а также соблюдения технологии укладки. При этом заказать асфальтирование тротуара можно дешевле, чем укладку асфальта на проезжей части, так как на пешеходные зоны приходится гораздо меньшая нагрузка.

Минимальная толщина асфальта для тротуаров

Чем выше нагрузка на асфальтируемую территорию, тем толще и прочнее должен быть асфальтобетон. Однако на пешеходные зоны механическая нагрузка практически не оказывается, так как воздействие ходьбы или бега человека в десятки и сотни раз меньше, чем давление транспортного потока. Велосипеды, самокаты, коляски и другой подобный транспорт также не оказывают серьезного воздействия на покрытие.

Вследствие этого, минимальная толщина асфальта для тротуаров составляет 3-4 сантиметра.

Один слой асфальтобетона в 3-4 сантиметра способен обеспечить достаточную прочность и долговечность тротуарного пешеходного покрытия. Однако в некоторых случаях на пешеходной зоне могут проезжать или парковаться автомобили, что увеличивает нагрузку на полотно.

Также некоторые регионы отличаются суровыми климатическими условиями, которые влияют на долговечность асфальтового покрытия. Кроме того, причиной преждевременного разрушения может стать некачественный материал основания или нарушения/ ошибки при укладке асфальта.

От чего зависит толщина асфальта для пешеходных зон:

  • Насколько суровы климатические условия региона;
  • Будут ли по покрытию передвигаться или парковаться автомобили;
  • Какая разновидность асфальтобетона используется;
  • Какой материал служит основанием покрытия;
  • Была ли соблюдена технологи укладки асфальта.

Соответственно, если климат региона неблагоприятный, а по покрытию будут иногда передвигаться и парковаться автомобили, асфальт для тротуаров может быть уложен с большей толщиной. Например, для стояночных мест и подъездных путей толщину слоя можно увеличить до 6 сантиметров.

При этом толщина укладки может остаться прежней, если будет усилено основание или само покрытие, путем использования более качественных материалов.

Основание асфальтобетонного покрытия сооружается по технологии дорожного строительства, где в качестве основы выступают несколько конструктивных слоев, основной из которых – щебень.

Однако асфальт для тротуаров иногда укладывается не на щебеночное основание, а на кирпичный бой. Второй вариант уступает первому по прочности, устойчивости и другим эксплуатационным характеристикам. Поэтому, для улучшения свойств и срока службы тротуара рекомендуется использовать полноценное щебеночное основание.

Каким может быть асфальт для тротуаров: виды и характеристики

В настоящее время асфальтобетон может быть классифицирован по множеству параметров. Некоторые разновидности отличаются повышенными свойствами и характеристиками, однако это не всегда требуется для устройства пешеходных зон.

Асфальт для тротуаров по составу

МатериалОписание
Песчаный асфальтЧаще всего используется как асфальт для тротуаров.

Уступает в характеристиках гравийному и щебеночному асфальту, однако вполне подходит для территорий с небольшой нагрузкой.

Имеет достаточно высокие характеристики, способен обеспечить более длительный срок службы, чем песчаный асфальт.

Обладает повышенными характеристиками, способен обеспечить очень долгий срок службы. Однако асфальт для тротуаров не требует таких высоких показателей.

Характеристики крошки ниже, чем у многих видов асфальта, однако их вполне достаточно для тротуаров.

За счет того, что асфальтогранулят производится путем переработки асфальтового покрытия, стоимость материала довольно бюджетная.

Таким образом, стандартный асфальт для тротуаров укладывается одним слоем толщиной 3-4 см, а в качестве материала чаще всего используется песчаный асфальтобетон или качественная асфальтовая крошка.

Однако если требуется обеспечить асфальтируемой территории более высокие характеристики и срок службы, можно увеличить толщину слоя или использовать более качественный и дорогой асфальтобетон.

Как укладывается асфальт для тротуаров: технология асфальтирования

Асфальт для тротуаров должен укладываться по тому же принципу, что и автомобильные дороги – этот касается как устройства покрытия, так и сооружения основания и подготовки грунта. Однако так как нагрузка на пешеходные зоны значительно ниже, толщина технологических слоев также может быть понижены. При этом соблюдение технологии укладки требуется обязательно.

Этапы асфальтирования тротуаров:

  • 1. Подготовка земляного основания;
  • 2. Укладка геотекстиля;
  • 3. Сооружение песчаной подушки;
  • 4. Уплотнение песчаного слоя;
  • 5. Монтаж геосетки или георешетки;
  • 6. Укладка слоя щебня;
  • 7. Трамбовка щебеночного слоя;
  • 8. Укладка асфальтового покрытия;
  • 9. Уплотнение асфальтобетона.

Подготовка земляного основания

Необходимо создать углубление, достаточное для того, чтобы после укладки добиться нужного уровня покрытия. Часто устройство тротуаров происходит параллельно с асфальтированием автомобильной дороги, однако если речь идет о прогулочных или частных территориях, то параметры глубины определяются индивидуально.

Грунтовое основание необходимо:

  • Очистить от мусора и грязи;
  • Убрать корни растений и посторонние элементы;
  • Просушить;
  • Уплотнить.

Уплотнение может производиться дорожными катками, однако если площадь асфальтируемой территории не позволяет использовать спецтехнику, можно обойтись ручным механизированным инструментом. Например, виброплита способна обеспечить достаточно высокое уплотнение.

Также на этом этапе производится сооружение дренажной системы. Если устраивается тротуар возле дороги, то используется одна дренажная система. Если пешеходная зона находится в отдельной локации, о водоотведении придется позаботиться.

Укладка геотекстиля

Геотекстиль это рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, который выполняет сразу несколько функций:

  • Дренажная функция;
  • Армирующий эффект;
  • Препятствие прорастанию растений;
  • Разделение технологических слоев.

Использование геотекстиля не позволит песку смешиваться с грунтом, а также усилит всю конструкцию основания и покрытия. Геотекстиль отличается достаточно высокой прочностью и сроком службы, эластичностью, а также не вредит окружающей среде, так как практически не подвержен влиянию внешних факторов.

Сооружение песчаной подушки

Производится отсыпка слоя песка, который будет выступать в роли стабилизирующего слоя, а также частично выполнять дренажную функцию. При строительстве автомобильных дорог песок после уплотнения должен быть толщиной около 40 см, однако для пешеходных зон этот показатель может быть снижен.

Уплотнение песчаного слоя так же производится спецтехникой или механизированным ручным оборудованием. От качества трамбовки зависят характеристики конструктивного слоя.

Монтаж геосетки или георешетки

Геосетка представляет собой рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, места скрепления которых образуют ячейки, за счет чего материал имеет сетчатую структуру. Отличается высокой прочностью, может иметь разные степени гибкости, а также характеризуется длительным сроком службы и экологичностью.

Свойства геосетки:

  • Армирующий эффект;
  • Перераспределение вертикальной нагрузки;
  • Разделение конструктивных слоев.

Использование геосетки/ георешетки позволяет на 40% сократить расход щебня, а в комбинации с геотекстилем прочность сооружения возрастает в 2-2,5 раза. Если пренебречь данным материалом, щебень будет вдавливаться в песчаный слой, вследствие чего нарушится геометрия основания, что приведен к ускоренному разрушению покрытия.

Укладка щебеночного слоя

В дорожном строительстве наиболее качественным считается щебень из прочных горных пород, однако в качестве основания может использоваться и менее жесткий материал. Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может быть уложен и на кирпичный бой, однако щебень обеспечит более высокие характеристики и срок службы покрытия.

  • Используется щебень смешанных фракций, чтобы обеспечить достаточную плотность.
  • Также можно укладывать сначала крупные фракции, а затем мелкие, что тоже гарантирует высокую плотность.
  • Щебеночный слой необходимо качественно уплотнить после укладки.

После укладки и трамбовки спецтехникой или ручным оборудованием щебень проливается битумной эмульсией, чтобы повысить адгезионные (скрепляющие) свойства.

Укладка асфальтобетона или асфальтовой крошки

Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может укладываться в один слой, в отличие от асфальтобетона для покрытия автомобильных дорог. Если используется песчаный асфальт или асфальтовая крошка, то материал необходимо уложить и качественно уплотнить, после чего дождаться набора прочности и запускать территорию в эксплуатацию.

Если используется гравийный или щебеночный асфальт, то можно выбрать из двух вариантов по зернистости:

  • Мелкозернистый;
  • Крупнозернистый.

Асфальт мелкозернистый смеси отличается более высокими показателями прочности и износостойкости, тогда как крупнозернистые смеси уступают в этих показателях, имея другие сильные стороны. Асфальт для тротуаров может быть и крупнозернистым, так как его эксплуатационных характеристик вполне достаточно для долгого использования в качестве покрытия для пеших прогулок.

При строительстве автодорог крупнозернистые смеси используются в качестве подстилающего слоя для мелкозернистого асфальта, обеспечивая стабилизацию покрытия.

Также асфальтобетон в данном случае может быть:

  • Горячим;
  • Холодным.

Если используется горячий асфальт, перед укладкой его необходимо разогреть до 110-130°C, а асфальтирование можно производить в теплые сезоны (от +5°C). Горячие смеси более качественные, чем холодные – горячий асфальт для тротуаров обеспечит долгую и безопасную эксплуатацию.

Стоимость холодного асфальта выше, чем цена горячих асфальтовых смесей.

Асфальт для тротуаров может быть и холодным, так как его характеристики достаточны для территорий с низкой нагрузкой, хотя и уступают показателям горячих смесей. Такой материал не требует разогрева, а использовать его можно даже в холодные сезоны.

Иногда для устройства тротуаров может использоваться литой асфальтобетон, не уступающий по качеству обычным горячим асфальтовым смесям, и не требующий уплотнения. Однако его стоимость может оказаться нецелесообразной для устройства пешеходных зон.

Выводы

Асфальт для тротуаров может уступать асфальтобетону для автодорог по своим основным свойствам и характеристикам, однако на пешеходные зоны оказывается значительно меньшее воздействие, поэтому для их устройства вполне подходят более бюджетные материалы.

Кроме того, асфальт для тротуаров должен иметь минимальную толщину – 3-4 сантиметра.

В качестве материала чаще всего используется песчаный асфальт, а также асфальтовая крошка. Однако если необходимо повысить характеристики и срок службы покрытия, можно использовать более качественные и дорогие разновидности асфальтобетона.

Применение асфальта, технология его укладки и ремонта

Рейтинг материала

Итоговая оценка

На данный момент асфальт считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Технология укладки асфальта

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются эксплуатационные качества асфальта и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Ремонт дорожного полотна

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Горячее асфальтирование

При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного «пирога»

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Устройство тротуаров из асфальта и асфальтобетона

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

Особенности асфальтного покрытия тротуаров

Специалисты выделяют два типа конструкции тротуаров – монолитные и сборные. Сборные конструкции подразумевают собой укладку тротуаров из бетонных или каменных плит и брусчатки, монолитные – это укладка цельного полотна из асфальта, цемента или бетона.

Для конструкции тротуара из асфальтобетона используют три вида асфальта:

  • Песчаный;
  • Литой;
  • Мелкозернистый.

Литой асфальтобетон укладывается при помощи специальной техники в горячем состоянии и разравнивается вибрационными катками. Песчаная смесь асфальтобетона чаще всего применяется для ремонтных работ – устранение ям, трещин, заливки дополнительного верхнего слоя покрытия.

Для тротуаров укладывается один слой асфальта толщиной в 3 см.

В состав асфальтобетонной смеси согласно ГОСТу 9128-2009 входит:

  • Битум;
  • Гравий и щебень;
  • Песок;
  • Пластификаторы.

На рынке стройматериалов можно встретить несколько видов асфальта, в зависимости от типа работ применяются разные составы. Например, для укладки дорожного полотна используется асфальт с маркой прочности от М1200, а асфальтобетон для тротуаров марка – М1000.

К тротуарному покрытию предъявляется определенные требования:

  • Высокие показатели износостойкости и истирания;
  • Жесткость и прочность;
  • Сцепка с обувью во избежание скользкости;
  • Устойчивость к влаге;
  • Морозостойкость;
  • Эстетический внешний вид.

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.

Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Подготовительный этап

Перед началом строительных работ по укладке асфальтобетона определяются размеры тротуара, его границы и место, где он будет проходить. Важно, чтобы на месте будущих работ не росли крупные деревья, так как их корни в будущем могут повредить покрытие.

Выбранное место тщательно очищается, кустарник и деревья (при наличии) выкорчевываются, убирается весь мусор. Затем размечаются границы дорожки.

Подготовка основания

В пределах указанных границ тротуара необходимо вырыть «ванну». Для этого снимается верхний слой грунта толщиной примерно в 30 см, и тщательно утрамбовывается.

Следующим шагом станет установка боковых бордюров. Бордюры имеют два основных предназначения – эстетически оформить границы тротуара и удержать раствор асфальтобетона от расползания во время укладочных работ.

Процесс установки бордюров:

  • С двух сторон дорожки выкопать параллельные траншеи;
  • Натянуть контрольную нить, по которой будут укладываться элементы бордюра;
  • Уложить кирпичи или другие выбранные материалы на цементный раствор.

Подготовка песчанно-щебневой подушки

После прокладки бордюров начинается работы по формированию щебневой подушки.

  • На подготовленное основание засыпается слой песка, его толщина должна составлять 15 см. Песок разравнивается (ровность можно проверить строительным уровнем) и тщательно утрамбовывается;
  • На слой песка высыпается слой щебня крупной фракции и хорошо утрамбовывается;
  • На полученное основание прокладывают гидроизоляцию;
  • Поверх гидроизоляционного слоя засыпается щебень мелкой фракции или гравий, разравнивается;
  • Слои заливаются водой и утрамбовываются, вода обеспечит плотное прилегание слоев друг к другу.

Требуется заранее соорудить дренажные отверстия, чтобы дождевая вода не скапливалась на тротуаре.

Технология укладки тротуара асфальтобетоном

Асфальтоукладочные работы лучше доверить экспертам, так как у них в наличии есть специальная техника, но при желании укладку можно выполнить самостоятельно.

Для устройства тротуаров из асфальтобетона понадобятся следующие инструменты:

  • лопата для разброса смеси по участку;
  • швабра-движок для разравнивания поверхности;
  • ручной каток для трамбовки асфальта;
  • солярка для смазки инструментов.

Из материалов нужны только готовый раствор асфальтобетона и специальная эмульсия для пропитки. Выделяется три основных вида пропиточных составов для асфальта:

  • Битумная эмульсия – самая распространенная и доступная по цене, но не отличается высокими качественными показателями, поэтому покрытие требует регулярного обновления.
  • Каменноугольная смола – ее главное преимущество устойчивость к воздействию нефтепродуктов и долговечность;
  • Пропитка на основе акрилового полимера – самый дорогостоящий вариант, но самый качественный из всех. Этот вид используют на площадках с большими нагрузками, например теннисные корты и стадионы.

На готовое основание при помощи лопаты раскладывается масса асфальтобетона толщиной в 3 – 5 см. Затем шваброй тщательно разравнивается по всей площади и утрамбовывается ручным катком – движения катка должны быть только по прямой линии.

Чтобы на рабочие инструменты и каток не прилипала смесь асфальта. Их необходимо заранее смазать соляркой.

Готовую поверхность пропитывается асфальтной эмульсией или специальной краской, предназначенной для асфальта.

Пропитка может быть разного цвета.

Преимущества и недостатки асфальтного покрытия

Асфальтное покрытие завоевало большую популярность благодаря большому списку положительных качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступная цена – все материалы можно приобрести в магазине и самостоятельно изготовить раствор;
  • Быстрота укладки и высыхания покрытия – работы проводятся в короткий срок, полное высыхания асфальта наступает спустя пару дней;
  • Простота ремонтных работ – достаточно удалить деформированную часть и уложить на его место холодный асфальт и тщательно утрамбовать;
  • Внешний вид – покрытие ровное и гладкое, есть возможность выбрать необходимый цвет или оттенок;
  • Прочность и стойкость к деформации;
  • Водостойкость.

Главным недостатком покрытия из асфальтобетона для тротуаров является неприятный запах от битумных испарений, который может появиться в жару.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector