0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология устройства основания дороги

УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА

Тема 8. Основные конструкции дорожных одежд.

  1. Общие сведения о дорожной одежде.
  2. Конструкции дорожной одежды.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

1. Общие сведения о дорожной одежде.

Дорожная конструкция — система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.

Земляное полотно – это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов, воспринимающее нагрузку от подвижного транспорта и собственного веса и распределяющее эту нагрузку на основание.

Дорожная одежда — это многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.

2. Конструкции дорожной одежды.

Дорожная одежда состоит из следующих конструктивных слоев: покрытие; основание; дополнительные слои основания.

Покрытие – верхняя часть одежды, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки от колес автомобилей. Слои покрытия распределяют и передают нагрузку на нижележащее основание. Для них используют более прочные и дорогие материалы. Состояние покрытия характеризуется ровностью и шероховатостью.

Основание – несущая прочная часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием перераспределяет и уменьшает нагрузку на нижележащие слои. Основание может состоять из одного или нескольких слоёв.

Дополнительные слои основания используют в качестве дренирующих, морозозащитных или прерывающих капиллярный подъем грунтовых вод.

Подстилающий слой – это тщательно уплотнённый верхний слой земляного полотна, на который укладывают слои дорожной одежды. Прочность дорожной одежды обеспечивается устройством однородного, хорошо уплотнённого грунта земляного полотна и водоотвода.

Тема 9. Типы дорожных одежд.

  1. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.
  2. Типы дорожных покрытий.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

1. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.

Эксплуатационные качества дорожных одежд определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на следующие основные конструктивные типы.

Асфальтобетонные покрытия — наиболее совершенный тип дорожных покрытий. Они состоят из двух или трех слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотненной.

Асфальтобетон образует ровную, удобную для движения поверхность смягчающую удары колес.

2. Типы дорожных покрытий.

Дорожное покрытие – верхний наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки и природно-климатических факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги. Покрытие может быть одно-, двух- и трехслойным. С целью уменьшения воздействия атмосферных факторов на материал дорожного покрытия (верхнего слоя) он может быть защищен тонким слоем минерального материала, обработанного органическим вяжущим. Этот слой называется защитным слоем.

Тема 10. Укрепление обочин и разделительных полос.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

Укрепление обочин существенно влияет на безопасность и скорость движения автомобилей, поскольку предотвращает попадание пыли и грязи на проезжую часть, создает условия для безопасного съезда на обочину в случае необходимости. Это особенно важно в осенне-весенний периоды года. Укрепленные обочины обеспечивают гидроизоляцию земляного полотна, повышая его прочность и устойчивость, предотвращают разрушение поверхности обочин при наезде автотранспортных средств. В зимнее время укрепленные обочины способствуют переносу снега во время метелей и облегчают его удаление при снегоочистке. Установлено, что узкие, но укрепленные обочины значительно более полезны, чем широкие, но неукрепленные .

Покрытие на укрепленной полосе обочин (0,5-0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется устраивать из цементо- или асфальтобетона, а также из обработанных вяжущими местных каменных, гравийных и других минеральных материалов. Поверхность остальной части обочин укрепляют в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных крупнозернистых материалов.

Разделительные полосы на дорогах I категории сопрягают с проезжей частью путем устройства на разделительной полосе укрепленных полос. Остальную часть разделительной полосы укрепляют посевом многолетних трав и укрепление при помощи георешетки. или посадкой кустарников, располагаемых на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.

Тема11. Технология устройства дорожных оснований.

  1. Назначение и строение дорожного основания.
  2. Строительство гравийного основания.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

1. Назначение и строение дорожного основания.

Дорожное основание – несущая часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и передачу нагрузки на грунт земляного полотна.

2. Строительство гравийного основания.

Гравийное основание – это конструктивный слой дорожного основания, устроенный из гравия или подобранной гравийно-песчаной смеси различного класса. Используют в качестве нижнего слоя двуслойного основания или в качестве основания облегченных покрытий. Гравийное основание устраивают при наличии гравийных материалов, удовлетворяющих требованиям оптимального состава с наибольшей крупностью зерен (20…40 мм).

Толщина отсыпаемого слоя в среднем составляет 25-30 см на устойчивом грунте.

Темы 12-18

Тема 19: Технология работ по устройству асфальтобетонных покрытий и оснований из горячих и холодных смесей.

  • Технологические режимы формирования структуры асфальтобетонного покрытия.
  • Технология работ по устройству слоев из асфальтобетонных смесей.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

Темы 20-21

Тема 22: Устройство цементобетонных покрытий.

  • Основные преимущества цементобетонных покрытий
  • Классификация цементобетонных покрытий
  • Технология устройства цементобетонных покрытий рельсовым комплектом
  • Технологическая схема устройства цементобетонных покрытий.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293

Тема 23

Тема 24: Укладка тротуарной плитки.

  • Общие требования к укладке тротуарной плитки.
  • Укладка брусчатки.
  • Инструменты и приспособления для укладки тротуарной плитки.
  • Способы укладки тротуарной плитки.

Тема 25

Тема 26: Водоотводные устройства на автомобильных дорогах.

  • Общие требования по устройству водоотводной системы вне городских дорог.
  • Устройство кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав.
  • Общие требования по устройству дренажных систем на автомобильных дорогах.

Мы в социальных сетях.

УО «Новогрудский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» — учреждение образования, дающее учащимся возможность получить профессионально — техническое образование.

Лицей осуществляет подготовку специалистов для сельскохозяйственных и промышленных предприятий, сферы общественного питания, строительной отрасли.

Предметом деятельности лицея являются различные виды хозяйственной деятельности с целью получения дополнительных доходов и уменьшения бюджетного финансирования.

Дорожное строительство: что нужно знать заказчику

Дорожное строительство представляет собой многосложный процесс, включающий в себя множество этапов и имеющий некоторые особенности. Под дорожным строительством понимается не только сооружение автомобильных дорог, но и устройство тротуаров, различных пешеходных зон, подъездных путей, а также техническое обслуживание и ремонт дорожного покрытия.

«Дорожное строительство всегда начинается с проектирования и расчетов. Именно на этом этапе учитываются все нюансы, производятся необходимые расчеты, определяется бюджет и сроки, количество и вид требуемых материалов, а также подготавливается проектная документация»

Перед тем, как заказать асфальтирование, тем более строительство автомобильной дороги, рекомендуем самостоятельно ознакомиться с некоторыми особенностями и нюансами данного процесса. Это позволит получить максимальный результат, не затратив при этом лишних средств. Кроме того, владея определенной информаций, вы не позволите ввести себя в заблуждение.

Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог

Дорожное строительство является сложной технической задачей, поэтому данный процесс всегда начинается с предварительного планирования и расчетов. Только после подробного анализа и учета всех факторов можно приступать к проведению дорожно-строительных работ, которые проводятся в несколько основных этапов.

Также предварительное планирование позволяет оценить объем работ и общую площадь дорожного полотна. Цена за м 2 укладки асфальта будет снижаться по мере увеличения площади асфальтирования.

Основные этапы строительства автомобильных дорог:

  • 1. Подготовительный:
    • 1.1. Геодезические исследования;
    • 1.2. Разработка плана строительства дороги;
    • 1.3. Проектно-конструкторские расчеты;
    • 1.4. Экономические расчеты;
    • 1.5. Подготовка проектной документации.
  • 2. Разработка местности:
    • 2.1. Устранение препятствий, вырубка деревьев (если требуется);
    • 2.2. Работы с грунтом:
      • 2.2.1. Снятие;
      • 2.2.2. Отсыпка;
      • 2.2.3. Выравнивание;
      • 2.2.4. Уплотнение.
    • 2.3. Создание дренажной системы;
    • 2.4. Перенос или прокладка инженерных коммуникаций;
    • 2.5. Установка предупреждающих знаков и ограждений.
  • 3. Устройство дорожного основания:
    • 3.1. Укладка геотекстиля – разделяет конструктивные слои, способствует водоотведению, повышает прочность конструкции;
    • 3.2. Отсыпка и уплотнение песчаного слоя – толщина около 40 см после уплотнения, способствует амортизации и стабилизации сооружения;
    • 3.3. Монтаж геосетки или георешетки – существенно повышает прочность конструкции, разделяет технологические слои, снижает нагрузку на основание;
    • 3.4. Отсыпка и уплотнение щебеночного слоя – для обеспечения высокой плотности сначала отсыпается слой крупных фракций, а затем мелкофракционный щебень; щебеночный слой повышает прочность конструкции, а также выступает непосредственным основанием для асфальтобетона;
    • 3.5. Проливка щебня битумной эмульсией – обеспечивает достаточную адгезию (сцепление).
  • 4. Устройство асфальтобетонного покрытия:
    • 4.1. Укладка асфальтобетона – поэтапно, в несколько слоев;
    • 4.2. Монтаж геосетки между слоями асфальта – нужно для повышения армирования (опционально, часто для дорог с высокой загруженностью);
    • 4.3. Каждый слой асфальтобетона должен отдельно уплотняться сразу после укладки – это обеспечит максимальную плотность и прочность покрытия.
  • 5. Облагораживание территории:
    • 5.1. Устройство тротуаров;
    • 5.2. Монтаж бордюров;
    • 5.3. Устройство ливневой канализации;
    • 5.4. Установка ограждений;
    • 5.5. Нанесение дорожной разметки;
    • 5.6. Установка дорожных знаков;
    • 5.7. Создание коммуникаций;
    • 5.8. Монтаж освещения.

Дорожное строительство, на каждом его этапе, должно осуществляться с соблюдением технологии, а также в соответствии всем нормативным требованиям. В некоторых случаях после завершения работ также проводятся природоохранные мероприятия, которое могут включать монтаж шумозащитных экранов и замену окон в домах, располагающихся вблизи дороги.

Выбор материала для устройства дорожного покрытия: основные виды асфальтобетона

На сегодняшний день дорожное строительство, а также проведения ремонтных работ, может осуществляться с использованием нескольких разновидностей асфальтобетонных смесей. Однако для строительства автомобильных дорог, особенно высоких категорий и с высокой загруженностью, разрешается использование только определенных видов асфальта, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками.

Основные виды асфальтобетона по типу заполнителя

Вид асфальтаГде используется
ПесчаныйТолько для тротуаров и других пешеходных зон. Имеет невысокую прочность.
ГравийныйДля дорог со средней загруженностью. Может иметь среднюю или высокую прочность.
Щебеночно-мастичный (ЩМА)Для дорог вплоть до I категории, имеющих повышенную загруженность – фактически может использоваться для любых автодорог и пешеходных зон. Имеет повышенную прочность.
Читать еще:  Как сделать скульптуру из гипса своими руками

Самым высоким качеством обладает именно щебеночно-мастичный асфальтобетон, который используется для устройства большинства современных дорожных покрытий. В его состав входит щебень из твердых горных пород, что существенно повышает прочность за счет образования внутреннего каркаса. Также в состав ЩМА добавляются специальные синтетические волокна, препятствующие растеканию битума.

Дорожное строительство также часто подразумевает устройство тротуаров. Для асфальтирования пешеходных зон можно использовать песчаный асфальт. Пешеходы оказывают значительно меньшее воздействие на покрытие, чем постоянный автомобильный трафик, поэтому тротуару не требуется иметь высокую прочность.

Виды асфальтобетона по зернистости

ЗернистостьХарактеристики и область применения
КрупнозернистыйДиаметр фракций заполнителя – от 20 до 40 мм.

Используется для устройства внутренних слоев покрытия, способствуя его стабилизации. Снижает вероятность образования колеи. Защищает более глубокие слои, препятствует прохождению влаги.

Используется в поверхностных слоях, где принимает на себя механическое воздействие транспортных средств, защищает менее прочные внутренние слои конструкции, препятствует попаданию воды.

Дорожное строительство производится с использованием обоих видов асфальтобетона. В первую очередь отсыпается крупнозернистая смесь, а поверх нее укладывается мелкозернистый асфальт. Такой тандем позволяет сбалансировать свойства и характеристики покрытия.

Виды асфальтобетона по особенностям и температуре укладки

РазновидностьОписание
Горячий асфальтОбладает высокими характеристиками и приемлемой стоимостью, за счет чего используется для асфальтирования большинства автомобильных дорог и других покрытий.

Основной особенностью литого асфальта является то, что его не нужно уплотнять – материал самостоятельно набирает прочность в процессе остывания.

Таким образом, дорожное строительство лучше осуществлять с использованием горячего щебеночно-мастичного асфальта, поэтапно укладывая слои разной зернистости (от крупных к мелким). Это позволит обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики и длительный срок службы без лишних финансовых затрат.

Какие особенности имеет дорожное строительство в загородных поселках, деревнях и СНТ

Дорожное строительство различных проселочных дорог подразумевает менее жесткие требования к качеству покрытия. Это связано с тем, что на таких дорогах относительно невысокий автомобильный трафик, за счет чего существенно снижается воздействие на дорожное полотно.

На сегодняшний день можно выделить 4 основных варианта сельских дорог:

  • 1. Обыкновенная автодорога IV категории, имеющая 2 полосы и оснащенная стандартной дорожной одеждой;
  • 2. Укрепленная и стабилизированная грунтовая дорога;
  • 3. Щебеночная автодорога;
  • 4. Автомобильная дорога из асфальтогранулята (асфальтовая крошка).

Такая грунтовая дорога после уплотнения будет иметь достаточно высокую прочность. В некоторых случаях можно произвести укладку асфальтобетона, что существенно повысить качество и срок службы покрытия.

Проселочные автодороги обходятся гораздо дешевле, чем городские или скоростные. При этом за невысокую стоимость можно получить достаточно качественное и эстетичное покрытие, которое будет иметь длительный срок службы. Дорожное строительство такого формата также осуществляется значительно быстрее.

Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»

Дорожное строительство в формате «под ключ» подразумевает 100% проведение всех необходимых мероприятий, без необходимости доработок и какого-либо участия заказчика на протяжении всего процесса. Сюда входит как проектирование и непосредственное проведение работ, так и закупка материалов, их доставка, вывоз грунта, привлечение спецтехники, облагораживание территории и т.д.

Что дает проведение полного комплекса работ одной организацией:

  • Максимальную согласованность действий;
  • Соблюдение сроков сдачи объекта;
  • Соблюдение качества на всех этапах;
  • Контроль квалифицированности сотрудников;
  • Снижение финансовых затрат.

При этом важно, чтобы подрядчик имел достаточно ресурсов, высокий профессионализм и большой опыт проведения подобных работ, так как перед ним стоит задача своими силами организовать и осуществить дорожное строительство – начиная с проектирования, заканчивая укладкой асфальта и облагораживанием территории.

Что еще дает заказчику дорожное строительство под ключ:

  • Не требуется приезжать на объект и контролировать строительный процесс;
  • Не требуется подбирать, закупать и организовывать доставку материалов;
  • Не нужно арендовать спецтехнику, подбирать квалифицированных рабочих;
  • Снижаются финансовые затраты;
  • Сокращаются сроки сдачи объекта.

При выборе дорожно-строительной компании рекомендуется обратить внимание на несколько нюансов, которые позволят максимально сократить затраты, получив при этом результат высокого качества.

Как минимизировать затраты на дорожное строительство без потери качества

Сохранить бюджет при строительстве автомобильной дороги можно несколькими способами. Например, если дорога не будет иметь высокую загруженность, то нет острой необходимости использовать самые качественные и дорогие материалы.

Однако качественные характеристики покрытия напрямую влияют на срок службы автомобильной дороги – чем лучше физико-механические характеристики асфальтобетона, тем дольше прослужит такое покрытие, и тем реже будет требоваться его обслуживание или ремонт. Поэтому современное дорожное строительство производится с упором на высокое качество покрытия.

Лучше всего удешевить дорожное строительство без потери качества – этого можно добиться, если правильно выбрать подрядчика.

Что должен иметь подрядчик, чтобы сделать дорожное строительство максимально выгодным для заказчика:

  • Асфальтобетонный завод (желательно несколько);
  • Свой парк дорожной спецтехники;
  • Собственное проектное бюро;
  • Высококвалифицированных специалистов;
  • Достаточно большой опыт строительства дорог.

Асфальтобетонный завод (АБЗ) в собственности дорожно-строительной компании позволяет обеспечить минимальную стоимость асфальтобетонных смесей, а также 100% контроль качества. Плюсом будет наличие АБЗ вблизи объекта строительства – это позволит сократить логистические расходы.

Собственная спецтехника позволяет исключить из сметы расходы на аренду асфальтоукладчиков, дорожных катков, самосвалов и другого необходимого оборудования.

Свое проектное бюро, при условии высокого профессионализма специалистов, позволит максимально оптимизировать дорожное строительство, а также учесть все необходимые детали на этапе проектирования.

Высокая квалификация сотрудников и большой опыт строительства позволяют обеспечить высокое качество дорожного полотна. Вследствие этого в будущем снизится потребность в техническом обслуживании покрытия, что позволит исключить затраты по данному пункту. Также дорожное строительство, проводимое компетентными специалистами, завершается гораздо быстрее.

Выводы

Дорожное строительство является сложным техническим процессом, требующим учета множества нюансов. Устройство автомобильных дорог и пешеходных зон должно производиться строго по технологии, а также с соблюдением нормативных и других требований.

Дорожное строительство включает в себя 5 крупных этапов:

  • 1. Исследования, расчеты и проектирование;
  • 2. Подготовка местности;
  • 3. Сооружение дорожной подушки;
  • 4. Укладка асфальта;
  • 5. Облагораживание территории.

Пять основных этапов строительства автомобильной дороги включает в себя, в общей сложности, свыше 30 более мелких мероприятий, каждое из которых является многосложным процессом. Также в некоторых случаях, после завершения строительства, проводятся природоохранные мероприятия.

При этом устройство загородных проселочных дорог не имеет таких же высоких требований, как строительство городских или скоростных автодорог, так как транспортная нагрузка в таких местах в сотни раз меньше. На сегодняшний день существует 4 бюджетных варианта для устройства сельских дорог, позволяющих обеспечить высокое качество и достаточно долгий срок службы.

Если дорожное строительство производится с допущением ошибок, нарушением технологии или халатным отношением, получить качественное дорожное полотно невозможно. Физико-механические характеристики такой дороги будут значительно снижены, что приведет к преждевременному разрушению покрытия.

Поэтому важно выбрать дорожно-строительную компанию, обладающую высокой квалификацией и достаточно большим опытом. Особенно если речь идет о строительстве дороги высокой категории. Более того, правильно выбранный подрядчик сможет минимизировать ваши затраты, и организовать дорожное строительство с максимальной эффективностью.

Грунтовка: как построить дорогу самостоятельно

О двух пресловутых российских проблемах слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.

В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, позволит укрепить дорогу, сделать своими руками подъездные пути к загородному участку.

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.

Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.

Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:

  • Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.);
  • Грунт вываливался на дорогу;
  • Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры — практически халява) – 3–4 т. Р;
  • 3 КамАЗа асфальтной крошки — 12 т.р.

Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.

Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.

Как укрепить дорогу на даче

После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.

Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.

Грунтовая дорога на основе геосетки

Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.

Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.

Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:

  1. Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка геотекстиля песком.
  4. Укладка геосетки.
  5. Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
  6. Прикатывание верхнего слоя дороги.

При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.

Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.

При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант — до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.

Строительство дороги с использованием георешетки

Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.

Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.

Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.

Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»

Устройство дорожных покрытий

Дороги – это визитная карточка страны, от развития дорожной сети напрямую зависят многие отрасли экономики. Финансируя в дорожную отрасль, мы способствуем развитию экономики в целом. Автомобильная дорога относиться к сложным техническим объектам, характеризуется особенной историей своего развития и сильной технологической наследственностью. Чтобы улучшить ее состояние в нашей стране, необходимо опираться на современные методы строительства дорог и учитывать существующие технологии наших регионов и территорий. Только при таком подходе, автомобильные дороги будут удовлетворять всем возрастающим потребностям общества, выдерживать постоянно увеличивающийся рост автотранспортных средств, нарастающую интенсивность движения и возрастающие нагрузки.Перед тем как проектировать устройство дорожных покрытий, прежде всего следует учитывать основные требования, предъявляемые к такому сложному инженерному сооружению, а именно: обеспечение бесперебойного и непрерывного, круглогодичного и безопасного движения автотранспорта с проектной нагрузкой и строго установленным скоростным режимом при любых условиях погоды.

Основание для асфальтобетонного покрытия

Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.

Итак, какого же типа может быть основание?

Можно разделить на следующие подгруппы:

  • Щебеночные.
  • Гравийные.
  • Бетонные.

У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.

Песчаная подсыпка

Песчаная подсыпка используется практически при всех известных типах оснований, служит для поддержания достаточного уровня дренажа.

Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси. Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.

Имейте виду, что использование даже небольших примесей глины, негативно скажется на работе всей песочной подушки. Так как глиняные свойства, абсолютно противоположны песку. Виду чего будет наблюдаться легкая или даже сильная заболоченность и подтапливаемость участка дороги, не только после осадков, но и в весенне-осенний период.

Гравийно-щебеночное основание

При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.

Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.

Технологический цикл состоит из следующих этапов:

  • Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
  • Планировка автогрейдером.
  • Тщательное уплотнение.
  • Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
  • Выравнивание автогрейдером.
  • Уплотнение с проливкой.
  • Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.

Технология покрытия

Вот уже на протяжении многих лет, технология устройства покрытия не меняется. После подготовки основания независимо от назначения будущей дорожной сети, производится, так называемая финишная отделка.

Финишная отделка – это «черное» основание, основное назначение которого состоит в выравнивании эксплуатационных нагрузок. Широко применяют особый минеральный материал с высокими прочностными свойствами, который специально обрабатывается вяжущим элементом.

Асфальтобетон состоит из: щебня, песка, минеральных добавок (обволакиваются битумом) и вяжущего вещества (высокомолекулярное органическое соединение). Для укладки применяют асфальтобетонные смеси с широким температурным разбегом – от горячих до холодных циклов. Процесс укладки осуществляют с помощью «следящей» системы (лазерной) автоукладчика. АБС укладывают на предварительно подгрунтованную эмульсией поверхность, после чего ее тщательно уплотняют.

Этапы устройства дорожного покрытия

К этапам устройства дорожного полотна, можно отнести следующие процессы:

  • Обработка «подушки» специальной прогрунтованной эмульсией.
  • Заливка готовой асфальтовой смеси на подготовленное основание с помощью автомобильной техники либо же вручную, в зависимости от задач.
  • Разравнивание асфальтовой смеси и её дальнейшая трамбовка с помощью строительных катков.
  • К последнему этапу можно отнести нанесение разметки и установление ограждений.

Укладка железобетонных плит на основание

Выбирая в качестве «дорожной одежды» железобетонные плиты нужно понимать, что от соблюдения технологии зависит долговечность использование дороги. Но, стоит отметить, что применяются плиты зачастую для устройства временных дорог. Итак, сама технология укладки включает следующие этапы:

  • Срезается верхний слой грунта, обрабатываемая поверхность выравнивается.
  • Роется траншея глубиной от 250 до 500 мм.
  • На дно траншеи необходимо уложить слой геотекстиля. Укладка этого материала позволит избежать прорастания растений.
  • На геотекстиль укладывается один слой щебня (до 12 см), а также песочный слой (в среднем до 20 см). Это будет служить песочным основанием.

Следует перед укладкой плит, тщательно пролить водой «подушку». Затем укладываются плиты, как правило, технология укладки зависит от характеристик самого материала. Зачастую плиты укладываются последовательно, выравниваются и трамбуются с помощью специальной техники либо же вручную.

Устройство дорожных одежд из гравийных и щебеночных материалов

Гравийные и щебеночные дороги гарантируют круглогодичное использование, а также возможность проведения строительных работы в любых погодных условиях.

Подобную дорожную одежду устраивают на заранее подготовленном участке грунта, если земляной покров связной обустраивают серповидной профиль. На грунтах с высокой дренажной системой, рекомендуется устанавливать полуоткрытый профиль.

Но, наиболее распространение получили дороги с полностью отсыпным основанием, то есть, с начало подготавливается песчаная подушка выше уровня грунта, затем подсыпается обочина, тем самым формируется, так называемый корытный профиль. Такой тип конструкции наиболее оптимален при отсутствии строительных материалов.

Гравийные и щебеночные дороги отсыпают в один слой, если толщина не более 20 см. Если высота одежды более 20 см. то устраивается два слоя, с тщательной трамбовкой каждого.

Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Как строят дороги

Из чего строят дороги?

Строительство дороги дорогое и непростое дело. Сама дорога сложное инженерное сооружение, из которого мы видим только верхнюю часть: покрытие, да бордюры. Сама дорога — это многослойный пирог. Задача сложной конструкции дороги перераспределить нагрузки от машин на грунт. В зависимости от конструкции дороги бывают жесткие цементнобетонные, и не жесткие асфальтобетонные.

Цементнобетонные дороги

У цементнобетонной дороги связующим служит цемент. Главный плюс жесткой цементнобетонной дороги — долговечность. При правильной эксплуатации капитальный ремонт цементобетонным трассам требуется лишь через 24 года, а асфальтовым дорогам он требуется через 10 лет (да и то при соблюдении технологии).

В конце 60-х в СССР начали активно заниматься цементобетоными дорогами. Но цемента не хватало, шло массовое строительство жилья. Зато нефть была дешева и были открыты новые месторождения и стали развивать технологии строительства асфальтобетонных дорог. Однако, цементобетон успел получить большое распространение на Севере и в Сибири как основание при строительстве дорог и эти дороги стоят до сих пор.

Существуют два варианта строительства дорог из цементобетона. Первый – это монолитный бетон, вложенный в заготовку и твердеющий в естественных условиях. Второй сборный из железобетонных плит. Монолитный бетон отливается на месте. Однако в России нормальные условия для твердения бетона могут быть обеспечены в летний период, когда температура окружающей среды составляет не менее 15-17 град. С. Монолитная технология изготовления бетона непосредственно на трассах сильно ограничивает скорость строительства дорог и масштабное строительство в России затруднено. Второй способ строительства дорог из цементобетона это собирать дороги из преднапряженных железнобетонных плит сделанных на заводе. Заводские условия позволяют получить намного лучший бетон с заданными характеристиками, которые нереально получить в полевых условиях.

Таких дорог раньше много строили и в России. Вспомним, что МКАД раньше был построен из бетонных плит назывался «бетонкой» (сейчас так все еще продолжают называть Большое и Малое кольцо в Московской области). Однако у старой технологии был существенный недостаток: плиты разъезжались, поскольку требовали такого основания, чтобы одна плита не осаживалась относительно другой. Особенно эта проблема возникала при эксплуатации трасс большегрузными автомобилями.

Сегодня проблема основания полностью преодолена. Железобетонные плиты для дорог снабжены сквозными каналами в средней части диаметром 15-25 мм и шпунтованными боковыми гранями. Через каналы протягивают стальные тросы, покрытые защитной смазкой, которая обеспечивает им защиту от коррозии, а напрягаемая арматура располагается в полиэтиленовых трубках. За счет этого напрягаемой арматуре обеспечивается свободное перемещение, как в процессе натяжения, так и при эксплуатации конструкции. Между торцами железобетонных плит помещается герметик. Себестоимость таких дорог по новой технологии в среднем в два раза ниже, чем асфальтобетонных, поскольку радикально сокращаются затраты на подготовку основания.

В США 80% покрытий дорог – цементобетон. Асфальт используют только как верхний смягчающий слой для движения. В США впервые использовали эту технологию в 1921 году. Сегодня в США тысячи «вечных» автодорог и покрытий построены из сборного преднапряженного железобетона. Бельгия построила свой первый участок дороги из напряженного железобетона в 1950 году и интенсивно использует эту технологию с 1970 года. Причем, строятся не только магистрали, но и дороги регионального и местного значения. Во Франции эту технологию впервые применили в 1947 году, а повсеместно стали внедрять с 1983 года.

Видео о том как ремонтируют цементнобетонную дорогу:

Асфальтобетон

Сейчас в России жестких бетонных трасс всего 2-3%, в Германии — более 40%, причем все возводимые у нас новые дороги — асфальтовые. Возможно потому, что битум для асфальта — серьезная статья доходов нефтяного бизнеса.

Самый нижний слой – слой основания – грунт, следующий слой – песок, затем идет щебень и последний верхний слой – дорожная одежда – или асфальт. Когда разрушается асфальт, возникают трещины и небольшие ямы на дороге, которые мешают передвижению, но, как говорится, «не смертельно». В любом случае асфальтобетон это сложная смесь из битума, бетона и наполнителя. От качества ингредиентов зависит долговечность слоя, поэтому дорожники проверяют покрытия, вынимая образцы асфальта.

Видео о том как делают асфальт для дорог:

Основание дороги

Хорошее основание — залог хорошей дороги. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания, количество слоев и размер щебенки. При укладке каждый слой щебня необходимо уплотнятся катком. Для повышения качества уплотнения основание проливают водой.

Георешетки и геотекстиль

Однако даже хорошо уложенное основание проседает: щебень уходит в песок, а песок перемешивается с грунтом, в верхнем слое появляется колея, на дороге образуются ямы.

Что бы этого избежать придумали армировать и разделять слои дороги. В 70-х годах 20 века придумали иглопробивной геотекстиль (в СССР он шел под названием «Дорнит»). Этот материал использовался на границе грунта с песком и не позволял этим слоям смешиваться, кроме того, в геотекстиле использовались дренирующие свойства, и он был способен выводить воду из полотна дороги. В тот момент это была прорывная технология.

Казалось, что она решает проблему некачественных дорог раз и навсегда. Но с течением времени нагрузки на автомобильные дороги возросли и применения геотекстиля стало уже недостаточным. Тогда стали применять плоская пластиковую георешетку между слоями песка и щебня. Эта технология дает эффект «заклинивания и фиксации». Щебень попадает в решетку и создает очень плотный слой. Такой слой намного менее восприимчив к динамическим нагрузкам в различных плоскостях.

Строительство с использованием новых материалов получило в развитых странах повсеместное распространение. Так, в Канаде, стране с похожими на российские климатическими условиями, геотекстиль применяется более чем на 90% федеральных дорог, георешетка – на более чем 60%. В США похожая картина. В Германии вообще почти 100% дорог с асфальтобенным покрытием строится с использованием геотекстиля и более 80% дорог с дополнительным армированием георешеткой.

В последнее десятилетие свою инфраструктуру начал активно развивать Китай, и там также активно используют геоматериалы. Как же обстоят дела в России? В 2011 году в РФ на федеральных дорогах 1 и 2 категории геотекстиль использовался меньше, чем в 50% случаев, а плоская георешетка – менее чем в 10% случаев! Фактически мы продолжаем строить дороги по технологиям прошлого столетия.

Укладка покрытия

После того, как уложена основа из щебня, ее проливают специальной смоляной мастикой и приступают непосредственно к асфальтированию. Толщина асфальтобетонного покрытия так же, как и толщина щебеночного основания, зависит от интенсивности планируемой эксплуатации. Для придомовой территории обычной жилой многоэтажки, где движение фур не планируется, можно прекрасно обойтись одним слоем мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Для более серьезных условий необходимо уложить два слоя асфальта – нижний слой из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, а верхний – из мелкозернистого тоже 4-5 см. Третий слой асфальта укладывается для особо напряженных дорог. Для особо напряженных дорог под асфальт укладывается армирующая металлическая сетка, которая перераспределяет нагрузку в верхнем слое. Слои асфальта сцепляются между собой битумной мастикой.

Асфальтобетонная смесь готовится на асфальтовых заводах. По большему счету это огромный миксер, который смешивает компоненты асфальтобетона и разогревает их. Заводы часто делаются мобильными, что бы сократить время доставки смеси, поскольку смесь укладывается в горячем виде.

Обычно на объект смесь доставляется самосвалами. Из 1 тонны асфальта получается в среднем 10 м2 асфальтобетонного покрытия толщиной 4 см. Итак, асфальт привозят, затем вручную или с помощью специальных машин – асфальтоукладчиков – распределяют по заданной территории, разравнивают, планируют и уплотняют с помощью катков, виброплит, трамбовок.

Процесс укладки асфальта зависит от погоды. Нельзя укладывать асфальт в сильный дождь. Кроме того, асфальтобетонная смесь – продукт горячий. В горячем состоянии ее отгружают на асфальтобетонном заводе и как можно быстрее, не давая ей остыть, ее нужно довезти, выгрузить, укатать. Особенно это актуально для холодного времени года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector