20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство рабочих швов при бетонировании фундаментов

Рабочий шов – это плоскость стыка между затвердевшим и новым свежеуложенным бетоном, образованная из-за перерыва в бетонировании.

При этом продолжительность укладки ограничивается временем начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Время перекрытия слоев определяется строительной лабораторией и большей частью зависит от специфики использующегося цемента, погодных условий, температуры наружного воздуха. При укладке строительной смеси с перерывами возобновление работ допускается только при наборе последней прочности выше 1.5 МПа. Такой способ укладки распространен как в гражданском и промышленном, так и в частном строительстве.

Специфика холодных стыков

По определению рабочий шов является ослабленным местом, но при качественном выполнении с соблюдением строительных норм и правил шов бетонирования не нарушает целостности конструкции, не снижает ее прочностные свойства, не отражается на долговечности последней.

В производстве бетонных работ сложилась достаточно парадоксальная ситуация: когда сооружения желательно возводить без швов, но выполнению этих требований противоречит необходимость разбивки крупных сооружений на секции с устройством деформационных сквозных швов. Кроме того, секции между деформационными швами разбиваются дополнительными строительными и усадочными швами на блоки или бетонируемые без перерыва меньшие части. Устройство строительных и усадочных швов объясняется как уменьшением площади бетонируемых участков, так и необходимыми мероприятиями для снижения деформаций бетона. Поскольку на крупных объектах бетонирование в большинстве случаев проводится с перерывами, холодные стыки или швы бетонирования чаще совмещают с усадочными и строительными.

Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Home » Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Рабочие швы отдельных частей бетонных конструкций относятся к важным составляющим элементам гидроизоляции объектов. Эти участки наиболее уязвимы для проникновения влаги. Несоблюдение технологии холодного шва и нежелание затрачивать время на герметизацию неизбежно приводят в дальнейшем к появлению протечек и снижению прочности монолитных сооружений. Чтобы избежать дополнительных затрат на ремонт и устранение негативных явлений, специалисты советуют уделять повышенное внимание технике бетонирования и формированию строительных стыков.

Почему швы называются холодными?

Идеальный способ непрерывного бетонирования – единоразовая укладка раствора на полный объем опалубки. Такой вариант является оптимальным при изготовлении небольших объектов и малых архитектурных форм. В строительной практике чаще всего заливку фундамента, пола, стены или перекрытия приходится производить послойно. Чтобы создавать прочные и долговечные конструкции из бетона, важно соблюдать определенный рабочий ритм. Он заключается в последовательном укладывании каждого следующего пласта до момента схватывания предыдущего.

Если бетонирование в одной опалубке проводится с отклонением от графика, длительными перерывами, то между застывшей поверхностью и новым наслоением образуется рабочий или холодный шов. Обычно это случается при паузе от 5-7 часов. Негерметичная граница между старым и новым раствором отрицательно влияет на технические характеристики бетона: прочность, морозостойкость, влагонепроницаемость.

Как преодолеть причины появления рабочих стыков?

Предпосылки для негативных образований могут носить финансовый, технический или организационный характер. Чтобы уменьшить количество бетонных стыков, рекомендуется обратить внимание на решение таких вопросов:

  • ликвидация простоев техники и бригад;
  • организация бесперебойного обеспечения сырьевыми материалами;
  • увеличение количества строительной техники;
  • повышение грузоподъемности лесов.

При постройке сложных масштабных объектов и сооружений, состоящих из отдельных блоков, редко удается избежать отклонений в порядке рабочих действий и появления холодных швов. Поэтому важным считается их планирование и технически выверенное расположение.

Где возможно бетонирование с соединительным швом?

Допуск холодных стыков должен основываться на правильном расчете с учетом безопасности будущего объекта. Рабочий шов располагают в местах, сечение которых не имеет критических значений для прочности монолитной конструкции.

1. Колонны – забетонированный шов планируют ниже соединения с поперечной балкой на 20-30 мм.

2. Ребристые перекрытия – холодный бетонный стык размещают в средней трети балок.

3. Плоские плиты перекрытия и фундамент – линия соединения старого и нового бетона должна проходить по центральной части заливки параллельно меньшему сечению монолита.

4. Балки – лучшее место находится в центре пролета или в средней трети, поскольку здесь располагаются точки с наименьшей разрывной динамикой.

Важно! На стенах и колоннах нормативами установлен допуск только на горизонтальное расположение рабочего шва.

При сооружении сводов, арочных проемов, мостов, бункеров и других конструктивно сложных объектов забетонированные швы устраивают только в зонах, предусмотренных проектной документацией.

Обработка холодного шва

Целостность и надежность конструкции при бетонировании с перерывами зависит от правильного расположения рабочих швов и качества сцепки слоев. Для обеспечения прочного сцепления предыдущий слой выполняют с неровной поверхностью и проводят дополнительную обработку затвердевшего бетона. Перед дальнейшим бетонированием удаляются загрязнения, цементная пленка. Обязательно очищается арматурный прокат. После соответствующей подготовки поверхность по всей площади покрывается цементным раствором (возможно применение пластичной бетонной смеси). Обязательным условием является соответствие прочности бетона конструкции и затвердевшего бетона или раствора в местах холодного шва.

Шов бетонирования: причина возникновения, места расположения, правила обустройства

Холодный шов бетонирования – это наиболее слабое место бетонной конструкции. И если о нём не позаботиться должным образом, то такая халатность в итоге может привести к печальным последствиям, размах которых будет зависеть от величины и назначения постройки. Данную статью мы посвятим именно этой проблеме и её решениям.

Место наиболее частого образования рабочего шва

Расположение стыков по СНиП

При любых условиях забетонированный стык не должен являться местом концентрации напряжения. Расположение шва допускается только перпендикулярно оси балок, колонн, плит и прочих бетонируемых элементов.

Когда допускается устраивать швы бетонирования:

  • для монолитно соединенных с плитами балок больших размеров (шов устраивается на отметке 20-30 мм ниже поверхности плиты);
  • для отдельных балок с расположением шва в пределах средней трети пролета;
  • для колонн с расположением холодного шва на отметке низа прогонов, капителей, верха фундамента или подкрановых балок;
  • для плоских плит с возможностью устройства шва в любом месте, но параллельно меньшей стороне монолитной плиты;
  • для арок, сводов, массивов, резервуаров, любых сложных конструкций и сооружений с расположением швов бетонирования в указанных проектом местах.

Располагаться швы бетонирования могут как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

Другие швы

Есть ещё такое понятие, как термошов в бетоне, который предназначен для компенсации температурного расширения. Дело в том, что замешиваемый для бетонирования раствор в процессе изменения температуры способен увеличивать свой объём, что может привести к повреждению других элементов постройки и появлению мелких трещин по всей площади заливки.

Температурный шов в бетонной поверхности

Для его создания применяется резка железобетона алмазными кругами. Точнее мы осуществляем ровные надрезы в определённых местах и заполняем их силиконом или другим наполнителем, обладающих схожими характеристиками. Таким образом, увеличивающаяся цементная плита лишь сожмёт созданный искусственно зазор, вместо того чтобы ломать стены и колонны.

Разделяют три вида компенсационных швов:

Важно не путать холодные швы с температурными и их назначение.

Идеальное положение шва

В наиболее предпочтительном варианте расположение шва точно совпадает с положением нулевой (минимальной) поперечной силы в монолитной конструкции. Такое место можно обнаружить посредством выполнения специализированных расчетов (в эпюре поперечных сил). Если расчеты проводятся вручную, то определяется место, где эпюра пересекает горизонталь (оптимальное место для шва, поскольку в этом месте поперечная сила стремится к нулю). При расчетах с помощью специализированных программ проводится анализ эпюры поперечных сил или их цветных схем, что более наглядно.

На чертежах стык между слоями бетона традиционно изображается пунктиром. Для более точного определения используется соответствующая выноска — «рабочий шов бетонирования». Стоит отметить, что изменение положения швов не допускается в обход выполненных на чертежах схемах, а соблюдение достаточно понятных рекомендаций, обозначенных в СНиП 3.03.01-87, позволит получить прочное и долговечное сооружение.

Создание швов

Что же может привести к возникновению столь уязвимых зон в, казалось бы, безупречном и столь крепком монолите?

Причина возникновения

Фото образовавшегося бетонного шва

Для общего и более глубокого понимания можно провести миниатюрный опыт в домашних условиях:

  1. Берём любой канцелярский клей и ставим две капли на гладкую поверхность так, чтобы растекаясь, они соединились.
  2. После застывания они образуют единый и нераздельный комочек силикона.
  3. Теперь капнем на него ещё одной каплей и дождёмся её засыхания, после чего проделав некоторые манипуляции, без особых затруднений сможем её отсоединить от основной массы.

Также точно происходит и в процессе бетонирования. Маленькие объекты чаще всего удаётся залить одним заходом и тогда, как в нашем опыте, образуется цельный монолит. Но если объёмы слишком велики, и ранее уложенный бетон успевает схватиться, для чего порой достаточно пяти часов, то свежему раствору попросту не за что зацепиться и образуется ненадёжная линия стыка.

Рабочий шов при бетонировании получает понижение множества технических характеристик, к которым относятся:

  • прочность;
  • морозостойкость;
  • влагонепроницаемость.

Что в результате негативно сказывается и на долговечности постройки. Но это всё в полной мере справедливо, если оставить этот процесс без контроля. В случае же правильного обустройства стыковочного места, вы можете быть уверенны в надёжности всей конструкции.

Места расположения

Совет: не допускайте спонтанного образования холодных швов. Если вы уверенны в их неизбежности, то создайте своими руками в заранее выбранной безопасной зоне. Так получится свести к минимуму связанные с ними риски.

Холодный шов при бетонировании колонны

Безопасные для образования швов места в разных конструкциях:

Совет: также обязательно учитывайте то, что стыки должны иметь горизонтальное или хотя бы вертикальное положение. Избегайте образования диагоналей, иначе даже алмазное бурение отверстий в бетоне где-то рядом за счёт распространения вибрации сможет спровоцировать излом или растрескивание.

Диагональная трещина на месте соединения бетонных массивов разного времени застывания

Правила обустройства

Инструкция создания холодных швов бетонирования выглядит следующим образом:

  1. Выбираем наиболее подходящее место согласно вышеописанным рекомендациям и заливаем первую порцию бетона до того уровня.

Совет: не следует приступать к заливке нового раствора до тех пор, пока прежний не наберёт прочность в 1,5 Мпа. Это необходимо для того, чтобы не нарушить его структуру.

  1. Очищаем схватившуюся поверхность одним из представленных в таблице механических способов:
  1. Остатки мусора смываем водой или воздушной струёй из компрессора.

Обработка воздушной струёй

  1. Усиливаем адгезию поверхности застывшего бетона. Здесь можно применить несколько способов, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом:
  • Создать насечки при помощи долота и молотка или перфоратора. Это в особенности стоит сделать в том случае, если цементное покрытие гладкое и имеет солидный возраст.

Пример насечек на бетонной поверхности

  • Обработать грунтовкой глубокого проникновения. Это позволит создать тонкий полимерный слой, который имеет идеальное сцепление с любыми материалами и растворами.

Грунтование цементного покрытия

  • Армировать мелкоячеистой металлической сеткой. Она предоставляет множество равномерно распределённых точек качественного сцепления, плюс усиливает прочность самого шва.

Схема применения стальной сетки

  • Монтаж двухсторонней оцинкованной шпонки. Образует достаточно крепкое и надёжное соединение двух монолитов.

Схема установки гидрошпонки между бетонными плитами

  1. Далее заливаем сначала тонкий в несколько сантиметров слой бетона, давая ему возможность вступить в контакт с камнем строго покрытия.
  2. Через пару часов заливаем весь необходимый объём цементной смеси.

Совет: при больших объёмах бетонирования стоит воспользоваться специальными модификаторами, которые замедляют процесс застывания смеси. Так вы сможете хотя бы сократить количество швов.

Гидроизоляция холодных швов бетонирования

При этом продолжительность укладки ограничивается временем начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Время перекрытия слоев определяется строительной лабораторией и большей частью зависит от специфики использующегося цемента, погодных условий, температуры наружного воздуха. При укладке строительной смеси с перерывами возобновление работ допускается только при наборе последней прочности выше 1.5 МПа. Такой способ укладки распространен как в гражданском и промышленном, так и в частном строительстве.

Специфика холодных стыков

По определению рабочий шов является ослабленным местом, но при качественном выполнении с соблюдением строительных норм и правил шов бетонирования не нарушает целостности конструкции, не снижает ее прочностные свойства, не отражается на долговечности последней.

В производстве бетонных работ сложилась достаточно парадоксальная ситуация: когда сооружения желательно возводить без швов, но выполнению этих требований противоречит необходимость разбивки крупных сооружений на секции с устройством деформационных сквозных швов. Кроме того, секции между деформационными швами разбиваются дополнительными строительными и усадочными швами на блоки или бетонируемые без перерыва меньшие части. Устройство строительных и усадочных швов объясняется как уменьшением площади бетонируемых участков, так и необходимыми мероприятиями для снижения деформаций бетона. Поскольку на крупных объектах бетонирование в большинстве случаев проводится с перерывами, холодные стыки или швы бетонирования чаще совмещают с усадочными и строительными.

Холодные стыковочные границы при бетонировании

Технология монолитного бетонирования считается оптимальной при возведении фундаментов и несущих конструкций, при выполнении всех норм они выдерживают максимальные нагрузки и имеют долгий срок службы. Главным требованием является заливка бетона без перерывов, послойно, но единым монолитом, однако при большом объеме работ его крайне сложно выполнить. Минимально допустимое отклонение между бетонированием разных слоев составляет 5 часов, по его истечении раствор нижнего начинается схватываться и на месте стыка образуется потенциально слабый участок. Полученные швы называются холодными, единственной возможностью исключения риска деформации сооружений служит их специальное обустройство в нужных местах и правильная обработка.

Что собой представляет, места расположения

Образование границ между залитыми в разное время слоями бетона бывает спонтанным или специально организованным. В первом случае прочность сцепления уступает забетонированным монолитным конструкциям и неизбежно ухудшается по ходу затвердевания и усадки. Рабочие швы обустраиваются при необходимости прерывания процесса бетонирования из-за окончания смены, вязки и монтажа каркаса для стен, перекрытий или пола, создания направленной (компенсационной) деформации на определенных участках (чтобы ознакомиться со всеми видами швов, рекомендуем изучить этот материал). Допуски и места расположения холодных бетонных швов регламентированы:

  • На плоских плитах и перекрытиях их выполняют параллельно меньшему сечению, в центре пролета или на 2/3 от края.
  • В фундаментах – желательно по центу монолита.
  • На вертикальных стенах, балках и колоннах допуск разрешен исключительно на горизонтальное расположение, при этом забетонированный шов предусматривают на 20-30 см ниже стыка с перпендикулярными балками или плитами.
  • На ребристых перекрытиях – параллельно их второстепенным балкам.

Общий принцип: холодный шов бетонирования располагается в зонах минимального перерезывающегося усилия и не разрешен на участках, подверженным максимальным нагрузкам. Их закладка предусматривается и обозначается в проекте, отклонения от него недопустимы. В частном строительстве швы в обязательном порядке организовываются на участках стыка вертикальных и горизонтальных конструкций. Бетонирование монолитов с небольшим объемом (ленты или плиты фундамента бани, гаража, легкой постройки) рекомендуется провести в один этап.

Обработка холодного шва

Целостность и надежность конструкции при бетонировании с перерывами зависит от правильного расположения рабочих швов и качества сцепки слоев. Для обеспечения прочного сцепления предыдущий слой выполняют с неровной поверхностью и проводят дополнительную обработку затвердевшего бетона. Перед дальнейшим бетонированием удаляются загрязнения, цементная пленка. Обязательно очищается арматурный прокат. После соответствующей подготовки поверхность по всей площади покрывается цементным раствором (возможно применение пластичной бетонной смеси). Обязательным условием является соответствие прочности бетона конструкции и затвердевшего бетона или раствора в местах холодного шва.

Технология правильного обустройства стыков

Главное требование – будущие швы располагаются горизонтально или, в крайнем случае, вертикально. Их линия перпендикулярна оси колонн, стен или балок, плоскости полов, плит или перекрытий. Образования диагоналей (угловых холодных швов) при бетонировании избегают по ряду причин: от риска растрескивания всего монолита при незначительных вибрациях до сложностей при создании. Разметку ответственных объектов проводят согласно проекту, в частном строительстве он подбирается с учетом максимально возможного объема приготовленного и залитого раствора. Вне зависимости от типа конструкции: полов, стен или фундамента край делают ровным, допуски для закладываемых заранее швов регламентируют СНиПы.

Читать еще:  Устройство цокольного этажа в ленточном фундаменте

Процесс обустройства грамотного холодного бетонного стыка проводится в следующей последовательности:

  • Выбор месторасположения будущего шва, заливка раствора до нужного уровня, трамбовка и выравнивание, набор прочности до 1,5 МПа. Обычно для этого требуется от 1 до 3 дней.
  • Очистка верхнего схватившегося слоя: металлической щеткой, фрезой или пескоструйным способом. Выбор метода зависит от имеющегося оборудования, самое чистое покрытие получается при обработке под давлением. Дешевле всего обходится очистка щеткой, но этот вариант подходит только для свежего бетона (в пределах недели).
  • Вымывание строительной пыли водой или с помощью компрессора. Перед следующим этапом шов должен хорошо просохнуть.
  • Усиление адгезийных свойств уже застывшей бетонной поверхности. Самый ответственный этап, лучшие результаты наблюдаются при совмещении нескольких методов обработки.
  • Заливка 2-3 см слоя бетона поверх шва для обеспечения лучшего контакта.
  • Бетонирование следующего участка (распределения раствора в опалубке до нужного уровня), при организации нескольких стыков все этапы повторяются.

Снятия выступившего цементного молочка недостаточно, без усиления адгезии застывшего бетона шов не выдержит нагрузок. Среди используемых способов и материалов выделяют:

  • Нанесение глубоких насечек по всей площади соприкосновения с помощью молотка, долота, болгарки или перфоратора. Этот метод выбирается при старых, давно схватившихся и ровных поверхностях. Такая ситуация возникает при возобновлении работ после длительного перерыва, бетонировании стяжки пола, пристраивании новой стены.
  • Обработка составами глубокого проникновения: грунтовкой, битумными или полимерными мастиками. Способ дорогой, но действенный.
  • Прокладка на стыке мелкоячеистой стальной сетки или иное армирование.
  • Размещение двухсторонней оцинкованной шпонки, выбирается при соединении двух массивных цельных участков.
  • Прокладка по горизонтали вдоль шва эластичной ПВХ ленты (гидрошкпонки) – рекомендуемая защита стен при бетонировании фундаментов, подземных конструкций, туннелей, гидротехнических сооружений и других объектов, постоянно контактирующих с водой.

Расположение стыков по СНиП

При любых условиях забетонированный стык не должен являться местом концентрации напряжения. Расположение шва допускается только перпендикулярно оси балок, колонн, плит и прочих бетонируемых элементов.

Когда допускается устраивать швы бетонирования:

  • для монолитно соединенных с плитами балок больших размеров (шов устраивается на отметке 20-30 мм ниже поверхности плиты);
  • для отдельных балок с расположением шва в пределах средней трети пролета;
  • для колонн с расположением холодного шва на отметке низа прогонов, капителей, верха фундамента или подкрановых балок;
  • для плоских плит с возможностью устройства шва в любом месте, но параллельно меньшей стороне монолитной плиты;
  • для арок, сводов, массивов, резервуаров, любых сложных конструкций и сооружений с расположением швов бетонирования в указанных проектом местах.

Располагаться швы бетонирования могут как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

Холодные стыковочные границы при бетонировании

Технология монолитного бетонирования считается оптимальной при возведении фундаментов и несущих конструкций, при выполнении всех норм они выдерживают максимальные нагрузки и имеют долгий срок службы. Главным требованием является заливка бетона без перерывов, послойно, но единым монолитом, однако при большом объеме работ его крайне сложно выполнить. Минимально допустимое отклонение между бетонированием разных слоев составляет 5 часов, по его истечении раствор нижнего начинается схватываться и на месте стыка образуется потенциально слабый участок. Полученные швы называются холодными, единственной возможностью исключения риска деформации сооружений служит их специальное обустройство в нужных местах и правильная обработка.

Что собой представляет, места расположения

Образование границ между залитыми в разное время слоями бетона бывает спонтанным или специально организованным. В первом случае прочность сцепления уступает забетонированным монолитным конструкциям и неизбежно ухудшается по ходу затвердевания и усадки. Рабочие швы обустраиваются при необходимости прерывания процесса бетонирования из-за окончания смены, вязки и монтажа каркаса для стен, перекрытий или пола, создания направленной (компенсационной) деформации на определенных участках (чтобы ознакомиться со всеми видами швов, рекомендуем изучить этот материал). Допуски и места расположения холодных бетонных швов регламентированы:

  • На плоских плитах и перекрытиях их выполняют параллельно меньшему сечению, в центре пролета или на 2/3 от края.
  • В фундаментах – желательно по центу монолита.
  • На вертикальных стенах, балках и колоннах допуск разрешен исключительно на горизонтальное расположение, при этом забетонированный шов предусматривают на 20-30 см ниже стыка с перпендикулярными балками или плитами.
  • На ребристых перекрытиях – параллельно их второстепенным балкам.

Общий принцип: холодный шов бетонирования располагается в зонах минимального перерезывающегося усилия и не разрешен на участках, подверженным максимальным нагрузкам. Их закладка предусматривается и обозначается в проекте, отклонения от него недопустимы. В частном строительстве швы в обязательном порядке организовываются на участках стыка вертикальных и горизонтальных конструкций. Бетонирование монолитов с небольшим объемом (ленты или плиты фундамента бани, гаража, легкой постройки) рекомендуется провести в один этап.

Идеальное положение шва

В наиболее предпочтительном варианте расположение шва точно совпадает с положением нулевой (минимальной) поперечной силы в монолитной конструкции. Такое место можно обнаружить посредством выполнения специализированных расчетов (в эпюре поперечных сил). Если расчеты проводятся вручную, то определяется место, где эпюра пересекает горизонталь (оптимальное место для шва, поскольку в этом месте поперечная сила стремится к нулю). При расчетах с помощью специализированных программ проводится анализ эпюры поперечных сил или их цветных схем, что более наглядно.

На чертежах стык между слоями бетона традиционно изображается пунктиром. Для более точного определения используется соответствующая выноска — «рабочий шов бетонирования». Стоит отметить, что изменение положения швов не допускается в обход выполненных на чертежах схемах, а соблюдение достаточно понятных рекомендаций, обозначенных в СНиП 3.03.01-87, позволит получить прочное и долговечное сооружение.

Устройство качественного соединения шва

Чтобы обеспечить образование герметичных стыков при возведении стены, фундамента или плиты, необходимо проводить бетонирование с учетом технологических особенностей цементного раствора.

1. Прежде всего определяется место соединения в соответствии с рекомендациями СНиП.

2. Установленную опалубку заполняют жидким цементным раствором. Бетонирование проводится до тех пор, пока не будет достигнут уровень заливки, необходимый для правильного соединения слоев.

3. Монолит оставляют для схватывания на 1-3 дня. Допуск к дальнейшей обработке плоскости возможен только по достижении прочности бетона в 150 кг/см 2 (или 1,5 мПа). В этом случае структура материала сохраняется без изменений.

4. Очищение затвердевшей поверхности плиты от цементной пленки необходимо для открытия бетонных пор и образования надежного сцепления с новыми пластами.

Обработку производят наиболее подходящим механическим способом.

  • Металлическая щетка или метла с проволочной щетиной – проста в применении, дешево стоит. Удобно использовать на свежем бетоне, отстоявшем всего несколько дней после заливки.
  • Фрезеровальная обработка – эффективный и быстрый метод очищения от грязи, неровностей и цементных наплывов. Актуально при бетонировании больших площадей и наличии навыков пользования ручным инструментом.
  • Пескоструйка – очищение плоскости стыка специальным оборудованием. Это дорогостоящий метод, требующий навыков работы или привлечения профессионалов. Большие затраты компенсируются отличным качеством очистки.

5. Остатки мусора, песка, цементной пыли удаляют струей воды и воздуха под большим давлением.

6. Усиление адгезии забетонированной стены и пола достигается путем применения одного или нескольких способов.

  • Создание множества мелких насечек с помощью молотка, зубила или перфоратора. Рекомендуется для гладких поверхностей, бетонирование которых проводилось давно.
  • Пропитка клеем, битумом или грунтом глубокого проникновения способствует образованию тонкой полимерной пленки. Она обеспечивает идеальную адгезию плоскости шва с материалами различного свойства.
  • Армирование плиты мелкоячеистой сеткой равномерно распределяет точки сцепления и увеличивает прочность холодного бетонного стыка.
  • Монтаж накладных шпонок из оцинкованного металла. Двухсторонняя конструкция обеспечивает герметичный рабочий шов при бетонировании.

7. Заливка свежего раствора толщиной в 2-3 см с последующим перерывом на 1,5-2 часа. Тонкое покрытие быстрее вступает в контакт с застывшей поверхностью.

8. Финальное бетонирование опалубки.

Рекомендации практикующих специалистов

Чтобы в летний период увеличить интервал между укладкой растворной массы и очисткой рабочего шва? используют присадки пластификаторы, замедляющие твердение. Это также способствует снижению общего количества стыков.

Сетки для бетонирования

Металлическую сетку применяют для укрепления и повышения прочности железобетонных конструкций. Методика позволяет усилить защиту от появлений трещин и других механических дефектов в процессе эксплуатации объекта. В зависимости от диаметра выделяют тяжелые (более 12 мм) и легкие (3-10 мм) арматуры. Сетка может располагаться в одном направлении или противоположные стороны с учетом нагрузки на конструкцию. В строительстве применяют проволоку класса В1-В2, А-1. Они отличаются сплавом стали, наличием деформаций на поверхности. Общий вес армированного покрытия рассчитывают исходя из площади заливки бетона, наличия заполнителей. Как делается сухая стяжка читайте здесь.


Так выглядит сетка для бетонирования

Гидроизоляция швов примыканий и «холодных швов»

При строительстве сооружений значительных размеров практически невозможно осуществить заливку бетонных конструкций за один прием.Стыки бетонных массивов, образующиеся в результате многозаходной укладки бетона («холодные швы»), являются наиболее слабыми местами, требующими принятия определенных мер, направленных на обеспечение герметичности.

В практической деятельности при герметизации технологических швов существует проблема, которая состоит в том, что какой бы ни был «хороший» и с отличной адгезией герметик (герметизирующие мастики или бентонитовые шнуры) – никто не может гарантировать, что, находясь в постоянном контакте с водой, герметик или бентонитовый шнур со временем не отслоятся. Связано это с выходом воды к адгезионному слою через капилляры бетона, а так же полярным выдавливанием молекулами воды герметика из зоны контакта.

Холодный шов при бетонировании стен: характеристика и технология выполнения

Во время объемного строительства, когда работы длятся несколько дней, возникают рабочие швы бетонирования. В этом понятии заключаются технологические особенности работы с бетоном. Швы в бетонных полах, в балках и стенах негативно сказываются на долговечности здания или конструкции, становятся причиной нарушения герметичности. Во избежание разрушения готового объекта важно правильное выполнение стыков.

Специфика холодных стыков

По определению рабочий шов является ослабленным местом, но при качественном выполнении с соблюдением строительных норм и правил шов бетонирования не нарушает целостности конструкции, не снижает ее прочностные свойства, не отражается на долговечности последней.

В производстве бетонных работ сложилась достаточно парадоксальная ситуация: когда сооружения желательно возводить без швов, но выполнению этих требований противоречит необходимость разбивки крупных сооружений на секции с устройством деформационных сквозных швов. Кроме того, секции между деформационными швами разбиваются дополнительными строительными и усадочными швами на блоки или бетонируемые без перерыва меньшие части. Устройство строительных и усадочных швов объясняется как уменьшением площади бетонируемых участков, так и необходимыми мероприятиями для снижения деформаций бетона. Поскольку на крупных объектах бетонирование в большинстве случаев проводится с перерывами, холодные стыки или швы бетонирования чаще совмещают с усадочными и строительными.

Что это такое?

В строительстве стен и колонн допускается формирование только горизонтальных швов в бетоне

При возведении крупных объектов, конструкций, габаритных перекрытий, заливку бетона невозможно провести за один раз. Работа растягивается на несколько дней либо в течение рабочего дня делаются перерывы. Если заливка опалубка проводится в несколько приемов, смесь застывает по мере ее добавления и между слоями раствора появляются границы — холодные швы.

Стыки в бетоне считаются слабым местом возводимого объекта. Чтобы предупредить дальнейшее разрушение, эти границы подвергают специальной обработке. При заливке раствора нужно брать во внимание архитектурную специфику здания. Выделяют следующие виды стыков:


Формирование такого стыка поможет смеси высохнуть более равномерно.

  • Усадочные. Выполняются в полах с целью компенсировать неравномерное высыхание залитой площади посредством деления рабочего пространства на условные квадраты. Опасность в том, что толстый слой раствора неравномерно сохнет внутри, что деформирует пол.
  • Компенсационные. Используются в монолитах разного применения для разделения на несколько независимых частей. Так компенсируется тепловое расширение, способное спровоцировать появление трещин.

Обработка холодного шва

Целостность и надежность конструкции при бетонировании с перерывами зависит от правильного расположения рабочих швов и качества сцепки слоев. Для обеспечения прочного сцепления предыдущий слой выполняют с неровной поверхностью и проводят дополнительную обработку затвердевшего бетона. Перед дальнейшим бетонированием удаляются загрязнения, цементная пленка. Обязательно очищается арматурный прокат. После соответствующей подготовки поверхность по всей площади покрывается цементным раствором (возможно применение пластичной бетонной смеси). Обязательным условием является соответствие прочности бетона конструкции и затвердевшего бетона или раствора в местах холодного шва.

Рекомендации

Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.

Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.

Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.


Методы выполнения гидроизоляции холодных швов:

  1. Инъектирование цементно-песчаного раствора, силикатными и силоксановыми смесями. Шов заполняют раствором через специальные пакеты под давлением. Компоненты оказываются в структуре бетона, создают непроницаемую для воды мембрану. Актуально для влажных поверхностей.
  2. Использование пенетрирующих смесей, которые проникают вовнутрь. Шов заполняют гидропробкой, затирают пастой гидроизолирующей. Таким образом обычно ремонтируют стены подвалов, трещины на фундаменте, но не используют метод для испытывающих динамические нагрузки конструкций.
  3. Прокладка шнура на основе бетонита и каучука, который впитает влагу и защитит стык.
  4. Использование инъекционного шланга – набухающие неопреновые вставки обеспечат максимальную герметизацию стыка.
  5. Гермитовый профиль – специальная прокладка из пористой резины, которая уплотняет и не дает проникать вовнутрь влаге.


Несколько полезных советов для обустройства холодного шва:

  • Большую адгезию можно обеспечить, обработав затвердевший уже бетон клеевыми, битумными, грунтовочными составами.
  • В условиях высотного домостроения швы делают со специальным армированием – применяются 1 и больше сеток разного типа, двухсторонние шпонки, сделанные из оцинкованной стали.
  • При спонтанном появлении холодных стыков соединения между слоями желательно расшить по периметру и залить герметиком.

Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.

Расположение стыков по СНиП

При любых условиях забетонированный стык не должен являться местом концентрации напряжения. Расположение шва допускается только перпендикулярно оси балок, колонн, плит и прочих бетонируемых элементов.

Когда допускается устраивать швы бетонирования:

  • для монолитно соединенных с плитами балок больших размеров (шов устраивается на отметке 20-30 мм ниже поверхности плиты);
  • для отдельных балок с расположением шва в пределах средней трети пролета;
  • для колонн с расположением холодного шва на отметке низа прогонов, капителей, верха фундамента или подкрановых балок;
  • для плоских плит с возможностью устройства шва в любом месте, но параллельно меньшей стороне монолитной плиты;
  • для арок, сводов, массивов, резервуаров, любых сложных конструкций и сооружений с расположением швов бетонирования в указанных проектом местах.

Располагаться швы бетонирования могут как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

Недостатки швов

К негативным сторонам холодных стыков бетонного раствора относят:


При наличии такого стыка в конструкции фундамента потолок подвала может начать мокнуть.

  • Снижение уровня гидроизоляции.
  • Ухудшение качества бетона во время использования готового объекта.
  • Повышение водопроницаемости на границе слоев.
  • Эстетическое несовершенство готового объекта, нарушение планов дизайна.
  • Неприемлемое для бетонных элементов сильное растягивающее напряжение.
  • Изменение свойств и качеств бетонного монолита.
  • Активное повышение влажности объектов, размещенных под землей. Холодный шов бетонирования провоцирует возникновение влаги на потолке подвала, на углубленном фундаменте.
  • Снижение сопротивляемости бетона к воздействию химических веществ, вплоть до возможного разрушения.
  • Повышение вероятности начала коррозийного процесса в арматуре ЖБК.
  • Разрушение бетонного объекта из-за механического воздействия.
  • Снижение устойчивости ЖБК к изменению температуры окружающей среды и заморозке/оттаиванию.

При отсутствии необходимости оформлять рабочие швы нужно их избегать. Монолиты без стыков, плиты, стены, фундамент выдерживают большие нагрузки при усадке и в течение всего периода эксплуатации. Если проводится масштабная работа, прибегают к ступенчатой технике заливки бетона. Особенность в наложении нового слоя до того, как успеет схватиться предыдущий.

Читать еще:  Винтовой фундамент для дома из пеноблока

Идеальное положение шва

В наиболее предпочтительном варианте расположение шва точно совпадает с положением нулевой (минимальной) поперечной силы в монолитной конструкции. Такое место можно обнаружить посредством выполнения специализированных расчетов (в эпюре поперечных сил). Если расчеты проводятся вручную, то определяется место, где эпюра пересекает горизонталь (оптимальное место для шва, поскольку в этом месте поперечная сила стремится к нулю). При расчетах с помощью специализированных программ проводится анализ эпюры поперечных сил или их цветных схем, что более наглядно.

На чертежах стык между слоями бетона традиционно изображается пунктиром. Для более точного определения используется соответствующая выноска — «рабочий шов бетонирования». Стоит отметить, что изменение положения швов не допускается в обход выполненных на чертежах схемах, а соблюдение достаточно понятных рекомендаций, обозначенных в СНиП 3.03.01-87, позволит получить прочное и долговечное сооружение.

Причины возникновения

Формирование бетонных стыков происходит под воздействием следующих факторов:


Стык может сформироваться, если смесь не была залита в опалубку за один прием.

  • Организация работы. Строительство останавливается из-за смены рабочей бригады, выхода из строя и ремонта оборудования, нехватки строительного материала, специфики работы используемых приборов.
  • Особенности технологии. На работу влияют выбранные методы монтажа опалубка, перекрытия и т. д. Проблемы возникают, если нужно снизить давление на объект.
  • Конструктивные особенности. Причиной становится необходимость направить деформации на конкретную часть ЖБК.

Опалубку можно заполнить раствором постепенно. Новый слой наносят на уже затвердевший бетон, что снижает сцепление разных уровней. Такая конструкция отличается меньшей прочностью, чем монолиты без швов. Снижается устойчивость к влаге и морозу, ухудшается внешний вид сооружения. Это объясняется тем, что между границей и уровнями раствора преобразуется усадочное сжимающее напряжение. Во время засыхания смесь сжимается. В это время бетон подвержен негативному воздействию со стороны на растяжение и изгиб. Резкое ослабление сил растяжения провоцирует образование мелких трещин. Так шов становится менее прочным, чем остальная часть ЖБК.

Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Home » Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Холодный шов при бетонировании фундамента, пола, стен, перекрытий, колонн: описание технологии

Рабочие швы отдельных частей бетонных конструкций относятся к важным составляющим элементам гидроизоляции объектов. Эти участки наиболее уязвимы для проникновения влаги. Несоблюдение технологии холодного шва и нежелание затрачивать время на герметизацию неизбежно приводят в дальнейшем к появлению протечек и снижению прочности монолитных сооружений. Чтобы избежать дополнительных затрат на ремонт и устранение негативных явлений, специалисты советуют уделять повышенное внимание технике бетонирования и формированию строительных стыков.

Почему швы называются холодными?

Идеальный способ непрерывного бетонирования – единоразовая укладка раствора на полный объем опалубки. Такой вариант является оптимальным при изготовлении небольших объектов и малых архитектурных форм. В строительной практике чаще всего заливку фундамента, пола, стены или перекрытия приходится производить послойно. Чтобы создавать прочные и долговечные конструкции из бетона, важно соблюдать определенный рабочий ритм. Он заключается в последовательном укладывании каждого следующего пласта до момента схватывания предыдущего.

Если бетонирование в одной опалубке проводится с отклонением от графика, длительными перерывами, то между застывшей поверхностью и новым наслоением образуется рабочий или холодный шов. Обычно это случается при паузе от 5-7 часов. Негерметичная граница между старым и новым раствором отрицательно влияет на технические характеристики бетона: прочность, морозостойкость, влагонепроницаемость.

Как преодолеть причины появления рабочих стыков?

Предпосылки для негативных образований могут носить финансовый, технический или организационный характер. Чтобы уменьшить количество бетонных стыков, рекомендуется обратить внимание на решение таких вопросов:

  • ликвидация простоев техники и бригад;
  • организация бесперебойного обеспечения сырьевыми материалами;
  • увеличение количества строительной техники;
  • повышение грузоподъемности лесов.

При постройке сложных масштабных объектов и сооружений, состоящих из отдельных блоков, редко удается избежать отклонений в порядке рабочих действий и появления холодных швов. Поэтому важным считается их планирование и технически выверенное расположение.

Где возможно бетонирование с соединительным швом?

Допуск холодных стыков должен основываться на правильном расчете с учетом безопасности будущего объекта. Рабочий шов располагают в местах, сечение которых не имеет критических значений для прочности монолитной конструкции.

1. Колонны – забетонированный шов планируют ниже соединения с поперечной балкой на 20-30 мм.

2. Ребристые перекрытия – холодный бетонный стык размещают в средней трети балок.

3. Плоские плиты перекрытия и фундамент – линия соединения старого и нового бетона должна проходить по центральной части заливки параллельно меньшему сечению монолита.

4. Балки – лучшее место находится в центре пролета или в средней трети, поскольку здесь располагаются точки с наименьшей разрывной динамикой.

Важно! На стенах и колоннах нормативами установлен допуск только на горизонтальное расположение рабочего шва.

При сооружении сводов, арочных проемов, мостов, бункеров и других конструктивно сложных объектов забетонированные швы устраивают только в зонах, предусмотренных проектной документацией.

Рабочий шов бетонирования

При выполнении монолитных работ наиболее часто применяется стандартная схема бетонирования с укладкой в одном направлении горизонтальных слоев равной толщины. Укладка бетона может вестись с непрерывным перекрытием слоев, но до начала схватывания предыдущего слоя. Или проводится бетонирование с перерывами, когда перекрытие ранее уложенного слоя последующим выполняется после набора бетоном необходимой прочности. В последнем случае в месте соприкосновения ранее уложенного и свежеуложенного бетона образуется так называемый рабочий или холодный шов.

Необходимость в перерывах между укладкой слоев объясняется сложностью или невозможностью непрерывного бетонирования объектов большой площадью, а также временными потерями на установку опалубки и арматуры.

При этом продолжительность укладки ограничивается временем начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Время перекрытия слоев определяется строительной лабораторией и большей частью зависит от специфики использующегося цемента, погодных условий, температуры наружного воздуха. При укладке строительной смеси с перерывами возобновление работ допускается только при наборе последней прочности выше 1.5 МПа. Такой способ укладки распространен как в гражданском и промышленном, так и в частном строительстве.

Что такое рабочий шов бетонирования и как проводятся работы по укреплению монолита

При создании бетонных элементов раствор рекомендуется заливать таким образом, чтобы добиться полного объема установленной опалубки. Данную технологию можно применять не во всех условиях строительства, поэтому разработаны различные методы послойного бетонирования. Они позволяют укладывать смесь послойно, не ухудшая технических свойств конструкции. Перерывы в работе и нарушения алгоритма могут привести к снижению прочности монолита – под воздействием физических нагрузок это может привести к появлению трещин, расслоению. В статье мы рассмотрим, как правильно проводить бетонирование с использованием рабочих швов, какие инструменты и материалы потребуются.

Нормы расхода бетона на 1 м3

Пропорции приготовления раствора зависят от особенностей используемого материала, а также требований к возводимой конструкции. В таблице приведены основные соотношения для наиболее распространенных марок бетона на основе цемента М400 или плотности цемента М500 (он обладает усредненными характеристиками, применяется в строительства чаще всего).

Следует помнить, что расчетное количество компонентов и воды добавляют не сразу, а постепенно, небольшими порциями. Это позволяет получить однородную пластичную смесь, не содержащую комков и сухих прослоек.

Отмеривать цемент рекомендуется с точностью до 1 кг, остальные компоненты раствора – до 3 кг. Воду добавляют постепенно, ее объем может сильно варьироваться в зависимости от температуры, погодных условий и используемого оборудования.

Условия для проведения работ

Швы бетонирования обычно применяют на тех участках, где невозможна установка опалубки. Работу проводят с расчетом, чтобы границы нового и старого бетона не оказывали существенной нагрузки на общую конструкцию, не снижали ее прочность. Технологию применяют для заливки следующих элементов:

  • колонны;
  • балки, соединенные с плитами;
  • плоские плиты (шов может находиться на любом месте параллельно наименьшему сечению);
  • ребристые перекрытия;
  • отдельные балки;
  • массивные монолиты, своды, бункеры и другие сложные инженерные конструкции.

При необходимости возведения горизонтальных швов на внешней стороне здания, их рассчитывают с учетом требований СНиП и проектной документации.

При какой температуре бетонируют

Оптимальная температура для усадки и кристаллизации цемента находится в диапазоне от 15 до 25 o C. Она должна быть стабильной в течение всего времени застывания, что важно для равномерного распределения и выхода жидкости из смеси. При резком похолодании или потеплении требуется использование специальных технологий работы с цементным раствором. Например, в жаркую погоду его требуется увлажнять, защищать от ветра и прямых солнечных лучей. Низкие температуры окружающей среды также пагубно влияют на бетон, важно не дать ему замерзнуть в течение первых 3 дней с момента заливки – за этот период он набирает до 70% прочности. При какой температуре можно класть кирпич и работать с цементом читайте тут.

Методы зимнего

Требования к проведению зимних цементных работ регулируются требованиями СНиП 3.03, такими условиям считается температура окружающей среды ниже 5 o C. Основные методы бетонирования в зимнее время:

  • термос;
  • подогрев паром, горячим воздухом или электрическими матами;
  • прогрев электродами, специальными кабелями.

Именно метод термоса применяется на практике чаще всего. В нем используется тепло, выделяемое реакцией гидратации цемента в процессе застывания. Для его сохранения объект дополнительно укрывают теплыми элементами, создавая разницу температур. Подходит для массивных сооружений.

Для зимнего бетонирования оборудование следует подготовить еще до проведения работ. Это позволит избежать нарушения технологии застывания в первые часы после заливки.

Сетки для бетонирования

Металлическую сетку применяют для укрепления и повышения прочности железобетонных конструкций. Методика позволяет усилить защиту от появлений трещин и других механических дефектов в процессе эксплуатации объекта. В зависимости от диаметра выделяют тяжелые (более 12 мм) и легкие (3-10 мм) арматуры. Сетка может располагаться в одном направлении или противоположные стороны с учетом нагрузки на конструкцию. В строительстве применяют проволоку класса В1-В2, А-1. Они отличаются сплавом стали, наличием деформаций на поверхности. Общий вес армированного покрытия рассчитывают исходя из площади заливки бетона, наличия заполнителей. Как делается сухая стяжка читайте здесь.

Технологии и процесс бетонирования

Существует множество способов бетонирования с применением рабочих швов, цельной заливкой. Выбор конкретной технологии выбирают от задач возводимого сооружения, состава бетона, наличия дополнительного оборудования и добавок в смесь. Перед началом заливки следует создать проект объекта, что позволяет учесть все необходимые тонкости.

Опалубка

Для бетонирования сооружений чаще применяют скользящую опалубку и цементную смесь марки не ниже 400. Толщина стен и балок при таком способе не должна быть меньше 150 мм, что позволяет избежать негативного воздействия силы трения. Опалубку заполняю смесь 2-3 слоями на высоту, равную половине конструкции. После этого следует подождать 3-6 часов в зависимости от качества цемента, а затем заполнить оставшийся объем подготовленным раствором. Также читайте про самовыравнивающуюся стяжку для пола.

Процесс уплотнения смеси

После первичного заполнения опалубки раствором бетонную смесь укладывают слоями толщиной 200-250 мм. Уплотнение рекомендуется проводить специальным стержневым вибратором с диаметром наконечника до 35 мм. В процессе работы его нужно опускать на глубину 50-100 мм в пределах одно слоя, не упираясь окончанием в арматуру. Скорость укладки не должна превышать сцепления уже залитого бетона с опалубкой, так как это снижает прочность будущей конструкции.

Перерывы в бетонировании

Интервалы при шовном методе бетонирования во время заливки каждого слоя не должны превышать 8 минут с использованием вибратора, 10 минут при ручном методе уплотнения. Оптимальная скорость подъема опалубке в теплых условиях составляет 200 мм в час. Если требуется перерыв в работе, следует поднять опалубку с помощью домкрата, снять ее и удалить цементную пленку. Контактные элементы при такой технологии нужно затирать бетонным раствором в пропорции 1:2.

Подача смеси

Для равномерной подачи бетона и пересыхания уже уложенных слоев в летнее время применяют кольцевой трубопровод с водой, опрыскивая еще влажную смесь. Работу по подаче раствора удобнее всего выполнять с помощью специального бетононасоса или пневматического нагнетателя. По окончании возведения объекта скользящую опалубку нужно снять, заделать каналы в бетоне, образованные во время движения защитных трубок.

Для подачи бетона на опалубке крепят рогожу или брезент. Такая защита позволяет защитить уже высохший слой от контакта с водой.

Сборные перекрытия

Сооружения, состоящие из нескольких частей, бетонируют с помощью дополнительной «инвентарной» опалубки либо монтируют ее из сборных элементов. На производстве для этой цели применяют банный кран после того, как возведены стены на всю высоту здания. Плиты устанавливают на съемные кронштейны, стыкуя их с помощью штраб в стене. Такая технология позволяет добиться непрерывного бетонирования и прочности сооружения. Монолитные перекрытия допустимо устанавливать с использованием опускающейся подвесной опалубки, собранной на специальной платформе. Такой метод требует наличия бетононасоса. Сколько кубов в мешке цемента 50 кг описано в данной статье.

Что такое рабочий или технологический (холодный) шов и его устройство

Это стыковочная граница между цементными слоями при последовательной заливке бетона. Возникает из-за того, что одна поверхность успевает скрепиться, а вторая еще только начинает твердеть. Холодный шов – самое слабое место бетонного сооружения, именно в нем начинают образовываться трещины и расслоения в процессе эксплуатации. Одна из основных задач при работе со стыками – очистка поверхности от бетонного молочка, оно образует рыхлую структуру и ухудшает адгезию. Способы чистки:

  • механическое фрезерование;
  • использование напорной струи воды или воздуха;
  • гидропескоструйная продувка;
  • нанесение кислотного или щелочного соединения.

После завершения бетонирования все швы должны подвергаться герметичному уплотнению и гидроизоляционной обработки. Наиболее популярные материалы для этой цели – гидрошпонка и набухающий шнур.

Нагрузка бетонных конструкций после заливки и отпускная прочность

Снятие опалубки планируют в зависимости от отпускной прочности бетонного сооружения. Это набранная прочность цементного раствора, установленная нормативами. Именно на нее ориентируются, поставляя бетонные элементы с завода на строительную площадку. Данный параметр зависит от состава, внешних условий, нагрузки и условий транспортировки. Он может варьироваться от 50 до 100%, наступает только через 28 суток с момента заливки. В таблице представлено процентное соотношение отпускной прочности и проектной для разных видов бетона.

Вид бетонаОтпускная прочность (% от проектного значения)
Тяжелый, с заполнителем класса С10 и выше50
Тяжелый класса С7,5 и ниже70
На пористом наполнителе80
Бетон с автоклавным затвердением100

Снятие опалубки по СНиП и распалубочная прочность

Под распалубочной понимают минимальную набранную прочность бетона, при которой допустимо проведение демонтажа опалубки. Для сборных сооружений она должна быть безопасной для дальнейшей транспортировки. В таблице приведены требования к бетону для снятия опалубки в соответствии со СНиП 3.03.01.

ПараметрРаспалубочная прочность на (28 день)
Прочность теплоизоляционного бетона0,5 МПа
Конструкционного1,5 МПа
Армированного3,5 МПа
Напряженного14,0 МПа
Железобетонные конструкции70% от проектной прочности

Методы бетонирования

В сложных условиях строительства, где недопустимо применение классической технологии бетонирование, применяют специальные технологии заливки раствора. Они предусматривают наличие специального оборудования и приспособлений, позволяющих добиться достаточной прочности и требуемых технических характеристик бетонного объекта.

Вакуумирование

Технология вакуумирования бетона позволяет извлечь из уложенной цементной смеси до 25% воды, а также добиться необходимого уплотнения. Такой метод можно применять для смесей с подвижностью до 10 см. В зависимости от конструкции использование вакуумного щита применяют сверху или с боковых сторон, используя для этой цели специальную опалубку. Применяемое оборудование:

  • вакуумный щит размером 100х125 см с герметизирующим замком по контуру;
  • вакуум-мат, в состав которого входит фильтрующая и герметизирующая ткань;
  • сборно-разборная опалубка с горизонтально расположенными внутри вакуумными полостями.

При монтаже данных приспособлений следует учитывать, что бетон внутри подвергается дополнительному уплотнению, использовать вибратор не требуется. Также читайте про то, сколько ведер в мешке цемента 50 кг.

Величина действующего давления вакуума на бетон составляет 1-14 кН/м 2 , нагрузка применяется на всю площадь поверхности возводимого элемента.

Торкетирование

Это технология нанесения на поверхность конструкции либо опалубки 1-3 слоев цеметно-песчаной смеси или торкретбетона. Благодаря набираемой скорости частицы песка усиливают прочность конструкции, водонепроницаемость и морозостойкость. Работу проводят в два этапа – сначала наносят мелкозернистый раствор с толщиной равной цементному молоку. После этого применяют более крупный наполнитель, который завершает процесс образования защитного слоя. Также читайте про клей для теплого пола под плитку по этой ссылке.

Читать еще:  Опалубка из экструдированного пенополистирола для фундамента

Подводное

Данный вид бетонирования применяют для сооружения мостов, дамб и других объектов, расположенных под водой. Основные технологии работы:

  • укладка смеси бункерами;
  • бетонирование путем трамбования на глубине;
  • укатка малоцеметной жесткой смеси;
  • бетонирование трамбованием с островка.

Основной принцип данных технологий – ограничение потока воды к бетонному сооружения, что позволяет добиться быстрого застывания цемента и минимального вымывания песка.

Вертикально-перемещаемой трубы (ВПТ)

Способ применяют только для строительства подводных несущих конструкций на глубине до 1,5 м. Для этой работы можно только цемент класса С20-25. Сначала забивают стальное ограждение, внутри которого монтируют рабочую площадку с траверсами. К ним подвешивают стальной бесшовный бетоновод диаметром 200-300 мм. Трубу опускают в самый низ сооружения, через воронку на поверхности заливают смесь, а затем медленно поднимают. Каждый блок нужно цементировать до уровня, превышающего проектную отметку на 2-4%. Плюс данного метода в том, что с бетоном контактирует только верхний слой, за счет чего достигается высокая прочность.

Восходящего раствора (ВР)

Метод восходящего раствора (ВР) также применяют для заливки подводных сооружений на глубинах до 50 м. Суть технологии заключается в установке нескольких дополнительных труб внутри стальной конструкции. Через основную трубу подают бетонную смесь со щебнем крупной фракции, поочередно устанавливая ее в каждую шахту. Раствор под действием поршневой силы поднимает наверх, а затем равномерно распределяется внутри каждого шпунтового ограждения.

В зависимости от специфики подачи раствора под воду разделяют напорный и безнапорный метод восходящего раствора.

Оборудование для бетонирования

Для упрощения работы с бетоном на разных типах строительства разработано множество технологических приспособлений и оборудования. Их можно разделить на две основные категории – для подготовки раствора и для взаимодействия с уже готовой цементно-песчаной смесью.

Для бетона

В производственных масштабах цементный раствор изготавливают на стационарных, мобильных бетоносмесительных узлах и заводах. Для подготовки ручным методом применяют следующие приспособления:

  • туфелька – горизонтальная емкость, которую переворачивают в вертикальное положение после заливки туда смеси;
  • рюмочка (конус) – вертикальная полость с металлическими кольцами на дне;
  • лодочка – емкость в виде трапеции;
  • корыто;
  • совок.

В зимний период желательно использовать утепленные ящики для подготовки раствора. Помимо этого, для подачи смеси применяют различное вспомогательное оборудование – шланги, трубы, бетоноводы и совковые лопаты.

Для бетонных работ

Для проведения работ с бетоном используют следующие устройства:

  • Бетононасосы и растворонасосы. Необходимы для транспортировки смеси к месту строительства. Устройства отличаются только по возможности использования различных фракций компонентов смеси. Их классифицируют по производительности, режиму и принципу работы, приводу. К этой же категории устройств относят и пневматические нагнетатели – прибор для подачи бетонной смеси на высоту.
  • Торкрет-установки. Требуются для создания бетонных конструкций путем распыления смеси. Она состоит из барабана, патрубка, сопла. Устройство может подавать цементный раствор со скоростью до 30 м/с.
  • Штукатурные станции. Предназначены для приготовления и непрерывной подачи мелкозернистой цементной смеси на вертикальную или горизонтальную поверхность.
  • Затирочные машины. Требуются для разглаживания уже уложенного бетона, устранения дефектов на поверхности, швов.

Помимо этого, для работы с бетоном применяют различные вибраторы и виброплиты, позволяющие ускорить и улучшить процесс усадки. Все виды аппаратов можно разделить на бытовые и профессиональные. Они отличаются мощностью, размером и объемом рабочего раствора. Ознакомьтесь с описанием механизированной шпаклевки.

Для работы с застывшим цементом используют бетонорезы, резчики швов. Их задача в создании ровных и аккуратных швов на бетонной поверхности, снятия лишних элементов конструкции.

Видео

Как аккуратно сделать холодный шов в бетонной стяжке в этом видео:

Холодный шов при бетонировании: что это такое, устройство рабочих швов, СНиП

Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.

Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.

Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.

По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.

Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.

Особенность холодных швов

Особенность ХШ заключается в том, что между «старым» и «новым» бетонным слоем образуется некая плотная субстанция, которую именуют цементной пленкой. Ее источником является не только гидроксид кальция (имеется в виду его водный раствор, который выходит на поверхность бетона), вступающий в реакцию с углекислым газом; но и соли щелочных металлов, щебень, песок, вода, пластификаторы и многие другие составляющие цементных растворов. То есть, можно сказать, что в химическом отношении цементная пленка представляет собой смесь сульфатов, карбонатов, хлоридов и нитратов (некоторые из них растворяются в воде, а некоторые нет).

Что же происходит при послойном бетонировании, которое осуществляют со значительными перерывами? Наблюдается «пирог, состоящий из трех слоев»: бетон, цементная пленка и опять бетон. Средняя составляющая этой конструкции является самым «слабым звеном» при возведении любого объекта. Если холодный шов не обработать должным образом, то нельзя будет рассматривать все здание как монолитную конструкцию. Оно будет представлять собой исключительно сборное сооружение, каждая часть которого самостоятельным образом воспринимает механические нагрузки. При полном же соблюдении строительных правил и норм по обустройству ХШ можно гарантировать высокие прочностные характеристики сооружаемой конструкции, и ее долгий эксплуатационный срок.

На заметку! Если есть возможность обустройства бетонирования без образования ХШ, то ее стоит использовать. В этом случае конструкция сможет выдерживать еще большие нагрузки.

Правильное расположение холодных швов

Согласно строительным нормам и правилам места обустройства ХШ определяют еще на стадии проектирования и обозначают специальной линией на плане (отклонения от проекта недопустимы). В соответствии с п.2.13 СНиПа 3.03.01-87 (он введен в действие седьмого января 1988 года) при бетонировании:

  • Плоских плит холодные швы обустраивают параллельно меньшей стороне изделия.
  • Балок значительных размеров (они вместе с плитами представляют монолит) ХШ располагают в зоне, отступив на 2÷3 сантиметра от уровня нижней поверхности плиты.
  • Ребристых плит – в направлении, которое параллельно балкам второстепенного значения.
  • Других прогонов – на участке, который определен, как средняя часть трети пролета балки.
  • Колонн – на отметке верха фундамента, а также низа капителей и прогонов.

  • Что же касается сводов, арок, массивов и разнообразных бункеров, то обустройство в них ХШ производят в местах, которые определены непосредственно главным инженером проекта.

На заметку! Строительные швы разрешено обустраивать исключительно в местах, которые не занимают главенствующее место в плане обеспечения прочности конструкции в целом. Это значит, что ХШ не обустраивают на участках, которые подвержены максимальной перерезывающей силе (она равна алгебраической сумме всех сил, приложенных к балке). Также строительный шов располагают перпендикулярно оси поверхности бетонируемого элемента. И еще один момент: не следует допускать образования угловых ХШ.

Причины возникновения

Технология изготовления монолита предполагает две схемы:

  • непрерывную заливку бетона;
  • укладку картами — отдельными блоками.

Оптимально производить работы первым способом, при котором достигаются лучшие условия твердения бетона. При такой укладке нижний слой должен оставаться пластичным, чтобы обеспечить наибольшее сцепление с верхним пластом. Тогда схватывание и набор прочности происходят равномерно.

Часто изготовить монолит непрерывным способом невозможно из-за организационных, конструктивных и технологических причин:

  • ограниченное время рабочих смен;
  • перерывы в работе техники;
  • монтаж арматурных каркасов или лесов;
  • бетонирование вводов коммуникаций, закладных деталей;
  • ограничение нагрузок на не набравшую прочность поверхность;
  • обеспечение направленных деформаций элементов при нагружении;
  • изготовление сначала горизонтальной части конструкции, затем вертикальной.

Спонтанные холодные швы при бетонировании возникают в результате неправильно организованных работ:

  • длительных перерывов после схватывания смеси;
  • недостаточного количества бетона для заливки единым циклом;
  • нехватки опалубки, лесов, технологического оборудования;
  • малой мощности строительной техники;
  • недостаточной подготовки кадров;
  • неукомплектованности рабочих бригад.


Последствия неправильных стыков
Поскольку избежать рабочих швов при бетонировании невозможно, места расположения организуют заранее. Они соответствуют технологическим перерывам и согласовываются с проектировщиком.

Внимание! В сечениях конструкций, где действуют растягивающие усилия, стыки делать запрещено.

В чертежах эту линию обозначают выноской «Рабочий шов бетонирования» с указанием точных размеров от осей здания.

Помимо технологических в конструкциях предусматривают деформационные швы. Их функция — компенсация температурных и усадочных перемещений массива бетона. В зазор укладывают эластичные изоляционные полосы, шнуры или специальные рейки. Стыки также выносят на проектный чертеж и обозначают.

Негативные последствия от образования холодных швов

В результате образования цементной пленки между уложенным (уже затвердевшим) бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается:

  • Образование микротрещин, через которые проникает вода. В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона.
  • Меньшая адгезия между пластами бетона.
  • Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции.
  • Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.
  • Ухудшение внешнего вида плиты (стены или балки).
  • Высокий риск вымывания строительного материала из зоны ХШ. Это представляет огромную угрозу для всего сооружения в целом.
  • Существенная хрупкость бетона, который быстро разрушается при каких-либо воздействиях механического характера. Возникает это из-за того, что в области ХШ происходит преобразование напряжений, а, именно, сжатия на растяжение.

Всего этого можно избежать, если принять своевременные меры по правильной (в соответствии со строительными нормами и правилами) обработке уже затвердевшего бетонного слоя.

Последовательность работ при обустройстве холодных швов

Методика работ следующая:

  • В соответствии с проектной документацией определяют местоположение будущего ХШ.
  • Производят заливку цементно-песчаной смеси до определенного уровня.
  • Осуществляют трамбовку бетонного слоя с помощью вибрационного устройства (глубина погружения составляет порядка 50÷100 мм) с последующим его выравниванием.

Важно! В процессе трамбовки недопустимо опирать вибрационное устройство на какие-либо элементы опалубочной конструкции.

  • Через 1÷3 дня, когда бетон наберет необходимую прочность, с помощью либо водной струи (она может быть и воздушной), либо фрезы (электрической или пневматической), либо механической щетки, выполненной из металла, производят очистку его поверхности. Самое чистое и качественное покрытие получают в случае осуществления обработки под давлением. Использование металлической щетки значительно удешевляет технологию, но этот способ применим только в том случае, если бетон «свежий» (то есть, с момента его обустройства прошло дней 6÷7, не больше).

Важно! Каждый последующий слой можно обустраивать только после того, как прочность предыдущего превысила 1,5 МПа (СНиП 3.03.01-87, пункт 2,13). Это касается и промышленного, и гражданского, и частного строительства. Причем в период, когда начинается затвердение бетона, его надо защищать от слишком быстрой потери влаги и атмосферных осадков. Впоследствии же поддерживать определенный режим (это касается не только определенной температуры, но и влажности).

  • Перед заливкой следующего песчано-цементного слоя уже подготовленную поверхность промывают водой и просушивают струей воздуха.
  • Производят мероприятия по увеличению адгезии бетонной поверхности. Это необходимо делать, чтобы ХШ смог выдержать в будущем значительные нагрузки. Существует много методов, чтобы усилить сцепление между бетоном, уже набравшим прочность, и только что обустроенным (более подробно о них будет рассказано ниже).
  • Сначала поверх шва укладывают тонкий песчано-цементный слой (около 20÷З0 мм), который быстрее вступит в «тесный контакт» с уже затвердевшим бетоном.
  • Через 2÷3 часа укладывают весь приготовленный объем бетонного раствора.

Важно! Заливку бетона производят горизонтальными пластами (все они должны быть одной высоты) без каких-либо разрывов. Причем направление укладки цементно-песчаной смеси осуществляют во всех слоях в одну и ту же сторону. Расстояние между верхним слоем уложенного бетонного раствора и опалубкой должно составлять 5÷7 сантиметров.

Размещение рабочих стыков


Рабочую холодную стыковку делают в бетоне с учетом технических условий, производственных процессов, специфики эксплуатации, конструктивных характеристик изделия. Существует три схемы размещения стыковки цементных слоев.

Горизонтальными рабочими стыками железобетонное изделие разбивается по периметру на отдельные секции. При этом важно осуществлять непрерывную заливку каждого блока. Такое размещение соединительных частей позволяет повысить влагонепроницаемость конструкции. Это достигается за счет применения особой структуры стыковки, которая преграждает путь воде. Каждый последующий слой блоков, за счет своего веса, создает более плотную конструкцию. У горизонтального размещения рабочих стыков есть преимущества:

  • облегчение процесса бетонирования;
  • уменьшение объемов;
  • улучшение оборачиваемости опалубки;
  • создание оптимальных условий уплотнения цементной смеси.

Вертикальное размещение стыковки предполагает разделение сооружения на отдельные секции, перпендикулярные основе. Заливка бетоном осуществляется непрерывно. Максимальная влагонепроницаемость обеспечивается структурой стыков. Комбинирование первых двух способов. Рабочие границы размещаются и горизонтально, и вертикально. Схема используется в массивных сооружениях больших размеров.

Вернуться к оглавлению

Способы увеличения адгезии бетонной поверхности

  • Обработка поверхности бетона грунтовкой глубокого проникновения или битумными и полимерными мастиками. Метод довольно действенный, хотя и дорогостоящий.
  • Нанесение с помощью болгарки, зубила, молотка или перфоратора по всей площади бетона глубоких насечек. Способ актуален в случае наличия давно затвердевших поверхностей, то есть, когда строительные работы возобновляют после длительного простоя.
  • Армирование строительного стыка стальной сеткой, имеющей довольно мелкие ячейки.

На заметку! Практика показывает, что лучших результатов по увеличению адгезии бетонной поверхности удается достичь при использовании нескольких способов обработки одновременно.

Гидроизоляция холодных швов

От того, насколько качественно осуществлена герметизация холодных стыков, зависит надежность, прочность и долговечность всей монолитной конструкции. Основные способы гидроизоляции:

  • Самый доступный и простой – это обмазывание любым изолирующим материалом (например, полиуретановой смолой, акрилатным гелем или жидким гидроизоляционным составом глубокого проникновения).
  • Чаще всего применяют специальные гидрозащитные смеси, в состав которых входит цемент, песок и силикаты (или силоксаны). Проникая в поры бетона, состав образуют своеобразную мембрану, отличающуюся водонепроницаемостью.

  • Прокладка гидрошпонки, представляющей собой ленту из поливинилхлорида (иногда из резины). Ее закладывают непосредственно внутрь шва.
  • Также используют специальные шнуры (например, бентонит-каучуковые), которые в случае наличия воды набухают, тем самым создавая защитный барьер и обеспечивая хорошую герметизацию швов.

Обработка после бетонирования

Чтобы при строительстве фундамента не произошло разрыва герметизированной поверхности, необходимо все работы по бетонированию проводить, исходя из технологических характеристик раствора цемента и рекомендациям СНиП.

Следующий этап после обработки предусматривает эффективную гидроизоляцию, уплотнение и герметизацию холодных швов. Существует два метода выполнения основных видов рабочих швов:

  1. Закладка. При помощи реек, стеклянных отрезов и досок делают заливочные секции. Когда раствор затвердевает, вспомогательный материал удаляется. Образовавшиеся пустоты заполняются герметиком. Эта технология удобна при укладывании полов.
  2. Резка. В устройстве для деления должна быть шлифовальная насадка или алмазный круг. Пазы должны быть обозначенной глубины.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector