0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство выравнивающего слоя из бетона

ПРЕДИСЛОВИЕ

Традиционная конструкция дорожной одежды, устраиваемая на автодорожных мостовых сооружениях, многослойная: выравнивающий слой, гидроизоляция, защитный слой, асфальтобетонное покрытие. В 1965 г . были разработаны «Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции» ВСН 85-68 (М., 1968), предусматривающие однослойную конструкцию одежды, в которой все функции, выполняемые многослойной конструкцией одежды, в том числе и функции гидроизоляции, возложены на один выравнивающий слой. В ВСН 85-68 приведена область применения конструкции однослойной одежды, а также требования к бетону выравнивающего слоя.

За время действия ВСН 85-68 построено большое количество мостов с однослойной конструкцией одежды. Ряд мостов, особенно сооруженных по проекту Союздорпроекта (вып. 56), имеет протечки через зазоры между незастыкованными плитами балок и тротуарных блоков. С переходом на унифицированные пролетные строения подавляющее большинство сооружений (более 90 %) протечек не имеет.

Проведенные лабораторией мостового полотна в 80-е годы исследования позволили расширить область применения конструкции одежды с выравнивающим слоем, выполняющим гидроизолирующие функции. Построен ряд объектов по температурно-неразрезной и неразрезной схемам с гидроизолирующим бетонным слоем.

Настоящие Методические рекомендации составлены в развитие СНиП 2.03.11-85, СНиП 2.05.03-84, СНиП III -43-75 и изменений к этим главам в части устройства гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части пролетных строений автодорожных мостовых сооружений, а также ВСН 85-68.

При разработке настоящих Методических рекомендаций учтен опыт проектирования, строительства и эксплуатации мостовых сооружений с конструкцией одежды без оклеечной гидроизоляции. *) Предлагаемая конструкция не требует согласования с заказчиком (см. п.3.184 СНиП 2.05.03-84).

Настоящие Методические рекомендации разработаны канд. Техн наук И.Д. Сахаровой.

В 1991-1992 гг. предполагается на основе Методических рекомендаций переработать и объединить «Инструкцию по устройству гидроизоляции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб» ВСН 32-81 (М., 1982) и ВСН 85-68.

Отзывы и пожелания по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии.

*) Термин «без оклеечной гидроизоляции» заменен далее выражением «с гидроизоляцией из плотного бетона».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Конструкцию дорожной одежды мостовых сооружений, предлагаемую настоящими Методическими рекомендациями, допускается применять во всех климатических зонах СССР на автомобильных дорогах всех категорий и в городах.

1.2. Конструкцию одежды ездового полотна с гидроизоляцией из плотного бетона выполняют на железобетонной плите проезжей части железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений разрезной, температурно-неразрезной, неразрезной и других статических схем при условии, что напряжения растяжения в бетоне дорожной одежды, определяемые при расчете конструкции с учетом совместной ее работы с конструкцией одежды, не превосходят расчетного сопротивления бетона растяжению при изгибе.

1.3. Значения расчетных сопротивлений бетона растяжению при изгибе получают по ГОСТ 10180-78 (прил. 2, изменение № 1) путем перехода от прочности на осевое растяжение к прочности на растяжение при изгибе.

1.4. На плите проезжей части пролетных строений статически неопределимых систем может быть выполнена комбинированная конструкция дорожной одежды, если растягивающие напряжения превышают расчетные сопротивления бетона на растяжение при изгибе.

В этих случаях устраивают гидроизоляцию из плотного бетона и гидроизоляцию по ВСН 32 -81 в надопорных зонах пролетного строения.

1.5. На пролетных строениях с предварительно напряженной арматурой, расположенной или заанкеренной в плите проезжей части, применение конструкции дорожной одежды с гидроизоляцией из плотного бетона не допускается.

2. КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

2.1. Конструкция дорожной одежды на мостовых сооружениях состоит из двух слоев: армированного бетонного слоя (называемого далее выравнивающим) толщиной 80- 100 мм и асфальтобетонного покрытия толщиной 70 мм .

2.2. Специальные меры по анкеровке выравнивающего слоя в пролетном строении не предусматриваются, если нет необходимости учитывать этот слой в несущей способности пролетного строения (чтобы повысить его грузоподъемность при эксплуатации под более тяжелыми нагрузками, чем предусмотрено проектом или СНиПом).

2.3. Для повышения грузоподъемности пролетного строения включением в совместную работу с ним выравнивающего слоя толщину и количество арматуры принимают по расчету. Заанкеривание выравнивающего слоя в несущей конструкции пролетного строения обеспечивают посредством арматурных выпусков из плиты проезжей части.

2.4. При выполнении в пролетном строении монолитной плиты проезжей части из бетона, удовлетворяющего требованиям настоящих Методических рекомендаций и условиям п. 1.2, выравнивающий слой допускается либо не устраивать, либо укладывать его одновременно с бетонированием плиты проезжей части.

2.5. На автомобильных дорогах IV — V категорий, на внутри- и межплощадочных, карьерных, лесовозных и внутрихозяйственных дорогах сельскохозяйственных предприятий допускается движение транспортных средств непосредственно по плите проезжей части пролетных строений при условии, что бетон, из которого она выполнена, удовлетворяет требованиям настоящих Методических рекомендаций.

В этом случае применение хлористых солей для борьбы со скользкостью не допускается. Следует принимать во внимание пониженную комфортность движения транспортных средств и повышенную скользкость при отсутствии в конструкции одежды асфальтобетонного покрытия.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МОСТОВОМУ ПОЛОТНУ

3.1. При проектировании поперечного сечения пролетного строения предпочтение следует отдавать тротуарам, располагаемым в одном уровне с проезжей частью. В этом случае выравнивающий слой дорожной одежды тротуаров следует выполнять как одно целое.

3.2. При расположении тротуаров и проезжей части в разных уровнях или в случае разделения их парапетным бетонным ограждением в местах примыкания выравнивающего слоя к тротуарным блокам либо к ограждениям следует устраивать штрабы глубиной 20- 25 мм и шириной 10- 15 мм и заполнять их герметизирующими мастиками.

3.3. Поперечный уклон покрытия проезжей части и тротуаров должен быть не менее 20 о /оо. Уклон на тротуарах может быть в сторону как проезжей части, так и перил; последнее более предпочтительно.

Целесообразно пролетное строение располагать на продольном уклоне.

3.4. Отвод воды с проезжей части при гидроизоляции из плотного бетона возможен без установки водоотводных трубок, которые целесообразны при встречных уклонах проезжей части и тротуаров.

При однонаправленном уклоне проезжей части и тротуаров отвод воды осуществляют через перила на сторону, но при этом неорганизованный сброс воды недопустим. На тротуаре перила должны быть установлены на цоколь, в котором следует устроить разрывы и поперечные лотки. Число лотков на одном пролете с каждой стороны пролетного строения должно быть не меньше трех (в середине пролета, и у опор). Расстояние между лотками или водоотводными трубками не должно превышать 6 м при продольном уклоне до 5 о /оо и 12 м-при больших уклонах.

3.5. При сбросе воды с пролетных строений в пределах конусов следует предусматривать устройство продольных (вдоль оси сооружения) бетонных лотков, расположенных по линии сброса воды.

3.6. В местах примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (окаймлениям деформационных швов, цоколям перил, мачтам освещения, столбикам ограждений) необходимо устраивать штрабы, как это указано в п. 3.2.

4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

4.1. Выравнивающий слой или плиту проезжей части, по которой непосредственно осуществляется движение, выполняют из тяжелого или мелкозернистого бетона по ГОСТ 25192-82, соответствующего требованиям ГОСТ 26633-85 и СНиП 2.05.02-85.

Бетон должен иметь класс по прочности на сжатие не ниже В 25, по прочности на растяжение при изгибе не ниже Bbtb 3,2 ( R и 40).

При устройстве дорожной одежды на пролетных строениях статически неопределимых систем в качестве основной характеристики бетона следует принимать класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.

4.2. Марку бетона выравнивающего слоя по морозостойкости принимают в соответствии со СНиП 2.05.03 -84 с учетом климатических условий района строительства и с требованиями, предъявляемыми к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды. При строительстве мостового сооружения в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца минус 10°С и выше (СНиП 2.01.01-82), марку бетона по морозостойкости следует принимать F 200, во всех остальных климатических зонах СССР — F 300.

4.3. Бетон выравнивающего слоя должен иметь марку по водонепроницаемости не ниже W 8 (определяется по ГОСТ 12730.5-84).

4.5. Водоцементное отношение бетонной смеси не должно превышать: 0,42 при марке бетона по морозостойкости F 300 и 0,45 — при F 200.

Марка по удобоукладываемости П1 характеризуется жесткостью 1-4 с, подвижностью 4 см и менее.

4.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси в соответствии с ГОСТ 26633 -85 не должен превышать 5 %.

Расслаиваемость бетонной смеси должна быть не более 5 %.

4.7. Минимальный расход цемента должен быть не менее 220 кг/м 3 .

4.8. Выравнивающий слой армируют плоскими сварными сетками по ГОСТ 23279-85 из арматурной стали класса А1 диаметром 6(5) мм с размером ячеек 100 ´ 100 мм. Толщину защитного слоя арматуры следует принимать не менее 30 мм .

При движении непосредственно по выравнивающему слою или плите проезжей части толщину защитного слоя арматуры необходимо увеличить до 50 мм . При учете выравнивающего слоя в работе конструкции рабочую арматуру принимают на основании расчета.

4.9. Асфальтобетонное покрытие поверх выравнивающего слоя следует предусматривать двухслойным из мелкозернистых смесей типов А, Б, В не ниже II марки по ГОСТ 9128-84.

Покрытие должно иметь устойчивую во времени шероховатость, обеспечивающую безопасное движение транспортных средств с расчетными скоростями. Требуемые коэффициенты сцепления в зависимости от продольного уклона мостового сооружения (в соответствии с табл.46 СНиП 2.05.02 -85 ) — 0,45-0,50.

4.10. Для устройства выравнивающего слоя применяют портландцемент на основе клинкера с нормированным минералогическим составом по ГОСТ 10178-85 одного из следующих видов: бездобавочный ПЦ 400-ДО-Н и ПЦ 500-Д0-Н; с минеральными добавками ПЦ 500-Д5-Н, ПЦ 400-Д20-Н, ПЦ 500-Д20-Н. При этом в качестве минеральной добавки допускается использовать только гранулированный шлак в количестве не более 15 %.

Можно также применять быстротвердеющий или гидрофобный портландцемент марок 400-500 на основе клинкера с содержанием трехкальциевого алюмината не более 8 % массы без минеральных добавок или с ними.

4.11. Начало схватывания портландцемента должно наступать не ранее чем через 2ч. Удельная поверхность портландцемента с добавкой шлака должна составлять не менее 2800 см 3 /г.

4.12. Хранить цемент на бетонном заводе следует в соответствии с ГОСТ 22237-85.

4.13. Для получения бетона выравнивающего слоя можно применять напрягающий цемент НЦ-20, удовлетворяющий требованиям ТУ 21-20-18-80 Минстройматериалов СССР.

4.15. Щебень для получения бетона выравнивающего слоя должен удовлетворять требованиям ГОСТ 10268-80. Наибольший допустимый размер щебня — 40 мм , при этом в смеси должны быть зерна фракций 5-20 и 20- 40 мм , дозируемые раздельно. Предпочтительное содержание фракции 5- 20 мм — не менее 50 %.

4.16. Щебень должен относиться к улучшенной или кубовидной форме зерен по ГОСТ 8267-82.

4.17. Вода для приготовления бетона, растворения химических добавок, промывки заполнителей, ухода за бетоном должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23732-79.

4.18. Максимально допустимое содержание в воде (мг/л): растворимых солей — 5000; ионов — 2700, ионов С L -1 — 1200, взвешенных частиц — 200.

4.19. Введение химических добавок-ускорителей твердения в бетонную смесь для устройства выравнивающего слоя не допускается.

4.20. Для обеспечения требуемой, морозостойкости и водонепроницаемости бетона выравнивающего слоя в бетонную смесь необходимо вводить комплексные добавки (по классификации ГОСТ 24211-80). Добавки рекомендуется выбирать в соответствии с ГОСТ 26633 -85 (прил. 2).

4.21. В качестве пластифицирующей добавки следует применять лигносульфонаты технические (ЛСТ) по ОСТ 13-183-83 (б. СДБ) марки Е. ЛСТ других марок можно использовать при условии, что содержание в них редуцирующих веществ (РВ) не превышает 12 % массы сухих веществ.

4.22. В качестве воздухововлекающих добавок рекомендуется смола нейтрализованная воздухововлекающая СНВ по ТУ 81-05-75-74 или смола древесная омыленная СДО по ТУ 13-05-02-83.

4.23. Комплексная добавка СНВ+ЛСТ должна содержать 0,005-0,05 % СНВ и 0,20-0,60 % ЛСТ (массы цемента).

Возможна замена добавки ЛСТ полиаминной смолой С-89 по ТУ 6-05-224-76 в количестве 1-2 % массы цемента.

4.24. Допускается в качестве пластифицирующе-воздухововлекающей добавки использовать щелочной сток производства капролактама ЩСПК (б. ПАЩ) по ТУ 13-03-488-84 в комплексе с воздухововлекающей добавкой.

4.25. В качестве газообразующей рекомендуется применять добавку полигидросилоксанов 136-41 в соответствии с ГОСТ 10834-76 (б. ГКЖ-94) или 136-157М (б. ГКЖ-94М), вводимую в количестве 0,1-0,2 % массы цемента.

4.26. Допускается применять мылонафт в количестве 0,04-0,08 % массы цемента или хлорное железо — 0,8-1,0 %.

4.27. Для герметизации мест примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (заливки штраб) необходимо использовать герметизирующие материалы, выпускаемые промышленностью: резинобитумные вяжущие РБВ-25, РБВ-35, РБВ-50 по ТУ 21-27-41-75 (Бийский химический комбинат), мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) по ТУ 21-27-40-83, а также мастику резинобитумную горячую МРБ-Г по ТУ 218 БССР 41-81 (Лилойский комбинат строительных материалов).

Возможно применение других мастик, имеющих прочность при разрыве не менее 0,05 МПа (при температуре 20°С) и относительное удлинение не менее 20 %.

4.28. Перед заполнением мастикой стенки штраб необходимо загрунтовать разжиженной в керосине мастикой (соотношение 1:1).

4.29. Для устройства гидроизоляции в надопорных сечениях рекомендуется применять гидростеклоизол гидроизоляционный по ТУ 400-1-51-75, наклеиваемый в два слоя оплавлением битумного покровного слоя пламенем горелки.

5. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ВЫРАВНИВАЮЩЕГО СЛОЯ

5.1. Укладывать бетонную смесь при устройстве выравнивающего слоя следует с помощью бетоноукладочных механизмов, обеспечивающих распределение, уплотнение и заглаживание ее поверхности.

5.2. Бетонную смесь для выравнивающего слоя приготавливают в смесительных установках с принудительным или гравитационным перемешиванием.

5.3. Транспортирование бетонной смеси следует осуществлять специализированными транспортными средствами.

5.4. Перед укладкой бетонной смеси поверхность плиты надлежит очистить от грязи, мусора, продуть сжатым воздухом и промыть водой.

5.5. При бетонировании выравнивающего слоя на отдельных захватках края должны быть ограничены деревянными или металлическими рейками, чтобы получить на границе захватки вертикальную кромку.

5.6. При бетонировании следует обеспечивать проектное положение арматурной сетки, укладывая ее на подкладки, «сухарики» и т.п.

Сетку в стыках необходимо укладывать внахлестку.

5.7. При примыкании бетонируемого участка к ранее уложенному не допускаются наплывы на него бетонной смеси.

5.8. Промазка чем-либо кромок ранее уложенного бетона при примыкании к нему свежего бетона не требуется. По возможности следует вести работы по бетонированию непрерывно.

5.9. Уплотнять свежеуложенную бетонную смесь следует виброрейками или площадочными вибраторами, уделяя особое внимание местам примыкания к элементам мостового полотна.

5.10. Чтобы предохранить свежеуложенный бетон от потерь воды, необходимо после окончания бетонирования выполнять влагоизоляцию и обеспечивать уход за бетоном, покрывая поверхность полимерцементными красками или водными растворами кремнийорганических жидкостей.

Поверхность бетона нужно поддерживать в увлажненном состоянии, поливая ее или укрывая увлажненными материалами в течение 14 сут после окончания бетонирования. При температуре воздуха ниже 5°С поливать бетон не следует.

5.11. Обнаруженные на поверхности бетона трещины и места стыков между отдельными захватками необходимо пролить горячим разжиженным битумом.

5.12. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия поверхность выравнивающего слоя должна быть покрыта сплошным слоем битумной эмульсии или разжиженного битума.

5.13. Работы по подготовке поверхности под выравнивающий слой и по его бетонированию оформляются актом на скрытые работы с заполнением журнала.

Выравнивающие бетонные смеси

Финишная отделка напольного покрытия с применением современных веществ происходит только после создания прочного, ровного и долговечного основания. Выравнивание необходимо проводить как в домах, в приобретенных на вторичном рынке недвижимости жилых помещениях, так и в новостройках. Как правило, после строительства заказчик получает поверхности с черновой отделкой, которая недостаточна для полноценной эксплуатации помещения. С целью исправления этого недостатка применяют готовые растворы и наносят их, согласно инструкции и определенным слоем.

Назначение

Смеси для выравнивания пола являют собой пластичные составы. Таким смесям характерны текучесть и склонность к быстрому затвердению. Данные вещества применяются для выравнивания и нивелирования поверхностей. Принцип действия заключается в заполнении углублений основания путем растекания раствора из сухого выравнивающего материала и воды.

Применяется для выравнивания бетонных и деревянных покрытий. Главные особенности составляющих компонентов:

  • нивелирование возможно лишь в случае небольших неровностей поверхности;
  • используется, как базовый слой.

Кроме того, возможно применение выравнивающих смесей данного типа для черновых работ по выравниванию, однако в этом случае консистенция должна быть значительно грубее.

Рынок строительных материалов предлагает выравнивающие растворы для бетона в большом ассортименте. Чтобы понять суть каждого товара, следует детально рассмотреть их индивидуальные особенности.

По способу применения

Исходя из данного критерия, можно выделить следующие виды материалов:

  • штукатурные – применяются при отделке потолочных покрытий и стен, при декоративных работах;
  • шпаклевочные – заделывающие средства по бетону, которые создают подготовительный слой для напольного покрытия;
  • монтажные – используются при установке различных изделий и конструкций, при самостоятельной обработке стыков двух объектов;
  • напольные – пригодны для выравнивания полов. Существуют несколько подвидов: выравнивающий раствор – устраивает ровную поверхность, готовую для нанесения финишного слоя; несущее средство – создает чистую поверхность;
  • декоративные – пригодны для финишной отделки основания и декоративных работ по изменению цвета и фактуры;
  • кладочные – основной материал при работах по укладке стен наружного и внутреннего типа;
  • облицовочные – отделка вертикальных поверхностей и покрытий под наклоном. В свою очередь делятся на: шовные – главное направление в использовании – заделка пространства между швами; клеевые – при ее помощи осуществляется крепление облицовки на поверхность.
Читать еще:  Монолитный керамзитобетон по каркасу своими руками

Вернуться к оглавлению

По типу вяжущего

Выравнивающие смеси являются незаменимыми при заделывании трещин и впадин как полов, так и стен и потолка. Как следствие в зависимости от критерия вязкости существуют такие типы вещества:

  • клеевые – в свою очередь, делятся на органические и полимерные;
  • цементные – используются при отделке поверхностей в помещениях с повышенной влажностью;
  • гипсовые – обладают акустическими качествами и низкой проводимостью тепла. Они отличаются технологичностью, создают благоприятный микроклимат и быстро сохнут.

Вернуться к оглавлению

По толщине слоя

На практике известна следующая классификация по данному критерию:

  • Финишная отделка — толщина слоя может достигать 2 сантиметров. Минимальное значение 5 миллиметров. Суть материала состоит в окончательном выравнивании поверхности до идеально гладкого состояния. Наполнитель в смеси относится к мелкофракционным. Особенность нанесения заключается в тонком слое.
  • Первоначальная отделка — толщина слоя варьируется от 2 до 8 сантиметров. Как правило, применяется при первичном выравнивании. Именно данный материал определяет толщину напольной стяжки.

Вернуться к оглавлению

Что входит в состав выравнивающей смеси?

Основой для выравнивающей смеси, как и для других схожих материалов, является цементный раствор. Вместо цемента некоторые производители используют гипс. Этот компонент придает раствору светло-кремовый (бежевый) оттенок, который может ввести в заблуждение касаемо качества материала. Однако это ошибочное мнение.

Кроме того, обязательным компонентом являются различные добавки в зависимости от свойства, которое вы желаете улучшить. Как правило, это касается текучести и пластичности материала. Синтетические добавки в смесях также возможны. Исходя из индивидуальности каждого состава, вероятность появления трещин мала. Это условие обеспечивается в том случае, если смесь хранилась в правильных условиях, не больше определенного срока годности и с соблюдением инструкций. В случае несоблюдения этих правил, качество ухудшается.

Как правильно выбрать выравнивающую смесь?

Для верного выбора сухой смеси для отделки бетонных покрытий нужно следовать следующим рекомендациям:

  • в первую очередь изучите информацию о материале, которая указана на обратной стороне мешка. Особое внимание следует обратить на ее состав, размер фракции наполнителя;
  • стоимость раствора зависит от крупности зерен смеси, а также количества включенных в состав добавок для улучшения некоторых параметров;
  • от толщины слоя напрямую зависит цена на раствор. К примеру, стандартный слой равен 10 сантиметрам. В случае если этот показатель больше, то вы имеете дело с универсальным выравнивающим средством (смесью);
  • обязательно обращайте внимание на срок изготовления смеси. Ни в коем случае не покупайте просроченные товары. При правильном хранении срок пригодности смеси достигает полгода или год.

Вернуться к оглавлению

Примеры производителей

Рынок строительных материалов представлен смесями различных типов. Здесь представлены как иностранные производители, так и отечественные компании. Представляем вашему вниманию основные характеристики товаров-лидеров.

Финляндская смесь Scanmix Conflow 300 Standard

  • основа: цемент;
  • предназначение: создание идеально ровного основания, предварительное выравнивание перед укладкой покрытия на пол;
  • внешние показатели: серый цвет, фракция – 0.3 мм; толщина слоя – до 5 мм; время твердения – 12 часов; готовность к эксплуатации – 7 дней; срок хранения готовой смеси – 20 минут; пропорция приготовления – 28% воды от общей массы; марка для деревянного покрытия – Conflow 300 Super.

Вернуться к оглавлению

Финский материал компании Vetonit

  • сухая смесь;
  • приготовление: 25 кг смеси на 6 л воды;
  • толщина слоя: 4-5 мм;
  • необходима предварительная грунтовка;
  • старая поверхность укрепляется, а плинтус следует обработать клейкой лентой.

Вернуться к оглавлению

Польский раствор SAM 200

  • основа: цемент;
  • назначение: отделка пола из монолита с дальнейшим креплением покрытия; работы с напольным покрытием по обустройству изоляции, “плавающего” пола и пола с обогревом от системы отопления.

Вернуться к оглавлению

Немецкая отделка BauMit Flies-Spachte

  • основа: цемент;
  • предназначение: внутренние работы перед укладкой покрытия; выравнивание бетонных, цементных, деревянных оснований.

Вернуться к оглавлению

Французская смесь Ato Findley Roxol Flex

  • основа: цемент;
  • применение: внутренние работы с бетонными напольными покрытиями, а также из ПВХ, ДВП; отделка старого покрытия для крепления облицовочного покрытия.

Вернуться к оглавлению

Русский материал ОЗСС «Рецепт 34-Н»

  • основа: цемент;
  • использование: создание ровной бетонной поверхности и стяжки цементом во время внутренних работ, как подготовка к укладке пола.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Выравнивающие бетонные смеси являются обязательным элементом строительства. Благодаря правильному подбору материалов вы получите ровную поверхность и надежное покрытие.

Современные технологии строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог

Бетонное покрытие дороги сегодня используется во многих странах, в том числе и на территории России. Однако львиную долю автомобильных дорог все еще покрывает асфальтобетон, чему есть свои причины, как эксплуатационного, так и экономического характера.

«Бетонное покрытие дороги – современная технология строительства дорог, позволяющая создать прочное и долговечное дорожное полотно. Если сравнивать бетон и асфальт в качестве покрытий, оба материала покажут высокие физико-механические свойства, при этом у каждого будут свои сильные стороны»

Бетонное покрытие дороги, о котором идет речь, представляет собой цементобетонную монолитную дорогу высокого качества. Иногда под бетонным дорожным покрытием подразумевают автомобильную дорогу из бетонных плит, которая не является монолитной, однако подобное сооружение относится к категории временных автодорог.

Какие преимущества и недостатки имеет бетонное покрытие дороги

Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам бетонное покрытие дороги может использоваться для строительства автодорог высокой категории, в том числе скоростных автомагистралей и трасс федерального значения.

Преимущества бетонного дорожного покрытия:

  • Жесткость;
  • Высокая прочность;
  • Сопротивление деформации
  • Длительный срок службы;
  • Стойкость к высоким температурам;
  • Экологичность.

За счет высокого качества покрытия срок службы цементобетонных дорог может достигать 30 лет, однако, лишь при определенных условиях эксплуатации. Некоторые недостатки цементобетона делают невозможным его повсеместное использование.

Недостатки бетонного дорожного покрытия:

  • Не выдерживает низких температур;
  • Плохо переносит перепады температур;
  • Невозможно провести ямочный ремонт;
  • Долгий набор прочности – до 28 дней;
  • Высокая стоимость;
  • Сложность правильной укладки.

Основным минусом является то, что недостатки цементобетонных дорог дополняют друг друга, усиливая негативный эффект. В условиях частых холодов и высокой транспортной нагрузки бетонное покрытие дороги будет систематически деформироваться, что потребует постоянного и дорогостоящего ремонта.

С учетом того, что при повреждении цементобетонной дороги необходимо заменять целый участок, движение по проезжей части необходимо полностью блокировать. Кроме того, долгий набор прочности потребует длительной блокировки дорожного движения.

«Даже в комфортных климатических условиях недостатки цементобетона не позволяют использовать его для устройства всех дорожных покрытий именно из-за сложности ремонта. Поэтому даже в США и странах Европы бетонное покрытие дороги сооружается, по большей части, только для скоростных шоссе»

Большинство городских и дворовых дорог во всех развитых странах мира покрывают асфальтобетоном, а статистика популярности цементобетонных дорог формируется за счет протяженности скоростных шоссе.

Если вам требуется устройство покрытия на относительно небольшой площади, то асфальтобетон будет более привлекательным и выгодным материалом. Например, асфальтирование в Мытищах можно произвести максимально выгодно, так как мы располагаем собственными асфальтобетонными заводами в МО, что положительно сказывается на стоимости материала.

Устройство цементобетонных покрытий

Цементобетонное покрытие – покрытие капитального жесткого типа, предназначенное для любого грузонапряженного движения.

​Подобные покрытия отличаются:

— более безопасным уровнем движения в ночное время;

— высоким коэффициентом сцепления покрытия, который не изменяется при увлажнении;

— высоким уровнем механизации и автоматизации;

— возможностью вести строительные работы при неблагоприятных условиях;

— малым износом покрытия (0,1-0,2 мм/год).

​При всех вышеописанных и очевидных положительных моментах существуют и недостатки данных типов покрытия:

​- трудности возникающие при ремонте покрытия;

— невозможность открывать движение сразу после окончания строительства;

— необходимость устройства деформационных швов.

​Цементобетонные покрытия при высоте насыпи более 1,5 метров строят на второй год.

​Требования к дорожным ц/б покрытиям:

​Цементобетон должен быть прочным и морозостойким (F).

Морозостойкость оценивается числом циклов попеременного замораживания и оттаивания водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток без снижения прочности более чем на 25% и потери в массе не более 5%.

Дорожные цементобетонные покрытия подразделяют на марки, характеризующие его прочность на растяжение при изгибе и сжатии.

Конструкции дорожной одежды с цементобетонным покрытием

При использовании рельсовых комплексных машин основание строят на 55 см шире. При использовании скоростного комплекта машин – на 1,05 м шире.

​Ширина укрепленной части обочин зависит от категорийности дороги и составляет для:

​I категории – 2,5 м;

II категории – 2 м;

III категория – 1,5 м;

IV категория – 1 м.

Песчаный слой на 12 см следует укреплять вяжущим, или щебнем/шлаком.

​Толщина основания из песка зависит от климатических условий, категорийности дороги и может изменяться от 15 до 35 см.

​Цементобетонные покрытия бывают:

​- монолитные (однослойные, двухслойные);

​Толщина ц/б покрытия зависит от типа покрытия и толщины нижнего слоя основания.

Для I категории толщина составляет 22-24 см, II – 20-22 см, III – 18-20 см.

Технологическая последовательность устройства цементобетонных покрытий:

​1. Установка рельс-форм.

Они выполняют двойную функцию – путь для бетоноукладочных машин и выступают в качестве опалубки.

Их устанавливают с помощью нивелира через каждые 20 метров, забивая колья и натягивая шнур. Затем через каждые 4 метра забивают колышки с таким расчетом, чтобы они по высоте ровнялись с головкой рельса. Чтобы бетонная смесь не прилипала к рельс-форме ее смазывают отработанным маслом, жирной глиной, или известковым молоком.

Устройство выравнивающего слоя.

Выполняется с использованием профилировщика.

Установка каркасов швов расширения (2 каркаса).

Транспортировка смеси.

Осуществляется автосамосвалами, бетоновозами, бетономешалками. Время транспортировки бетонной смеси зависит от температуры наружного воздуха. При 30° — в течение 30 минут.

Укладка смеси.

Для данной производственной операции используют бетонораспределители, или бетоноукладчики для бетонных дорог и цементобетонных дорог.

Производительность данных машин составляет до 200 метров в час.

Отделка ц/б покрытия и нарезка швов (расширения, сжатия и продольных). Швы нарезаются примерно через 20 часов после окончания производства работ.

Уход за цементобетонным покрытием, включающий заполнение швов битумной дорожной мастикой. (расход можно посмотреть здесь)

бетонная дорога, бетонораспределитель, бетоноукладчик, уплотнение, уплотнение асфальта, уплотнение ЩМА, устройство основания, устройство покрытия, устройство цементобетонных покрытий, цементная дорога, цементобетонная дорога, цементобетонное покрытие

  1. Главная
  2. Блог
  3. Устройство цементобетонных покрытий

Преимущества и недостатки асфальтобетона

Асфальтовое, как и бетонное покрытие дороги, обладает высокими физико-механическими характеристиками. Однако асфальтобетон является более востребованным материалом для дорожного строительства.

Преимущества асфальтового покрытия:

  • Высокая твердость и прочность;
  • Продолжительный срок службы;
  • Приемлемая стоимость материала;
  • Стойкость к низким температурам;
  • Относительная простота укладки;
  • Быстрый набор прочности;
  • Возможность быстро произвести ямочный ремонт.

Ремонт асфальтового покрытия может проводиться без блокировки движения, так как при повреждениях полотна нет необходимости заменять весь участок дороги. Более того, ямочный ремонт можно провести в максимально сжатые сроки, а набор прочности для некоторых видов асфальтобетона занимает всего от нескольких часов.

Недостатки асфальтового покрытия:

  • Номинальный срок службы меньше, чем у цементобетона;
  • Номинальная прочность и жесткость ниже, чем показатели бетонного покрытия;
  • Уступает в экологичности за счет присутствия в составе битума.

Несмотря на то, что некоторые физико-механические характеристики цементобетона выше, чем у асфальта, с учетом частых заморозков в тандеме с высокой транспортной нагрузкой показатели прочности и срока службы бетона снижаются по отношению к асфальту.

Таким образом, недостатки асфальтового покрытия компенсируются его преимуществами, что нельзя сказать о бетоне. За счет этого асфальтобетон более востребован в сфере дорожного строительства.

Однако на сегодняшний день разрабатываются и тестируются добавки к цементобетону, которые способны повысить его сопротивляемость воздействию низким температурам.

Несколько вопросов про бетонные дороги. Что? Да! Отвечаем вместе с Ассоциацией бетонных дорог

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

Ассоциация бетонных дорог объясняет читателям «Медузы», почему бетонные дороги прочные настолько, что могут не рассыпаться десятилетиями. Мы проверили — и, кажется, это правда так. Объясняем максимально подробно (и понятно).

Что такое бетонные дороги, как они появились и где их строят?

Словосочетание «бетонная дорога» у многих вызывает ассоциации с так называемой бетонкой — проселочной дорогой из грубо подогнанных плит. Когда едешь по такой на машине, то чувствуется каждый стык. Эти мучительные отрезки на самом деле военные пути, а настоящие цементобетонные дороги — совсем другое. Это цельное гладкое дорожное покрытие, которое, например, составляет половину немецких автобанов.

Впервые эту технологию начали применять в 1893 году в США, а с 1930-х годов такие дороги стали появляться в Европе. Бетонные дороги очень прочные и долговечные, поэтому из цементобетона строят важные междугородние трассы и взлетно-посадочные полосы в аэропортах. В США на основе этой технологии построено 60% федеральных трасс.

Как строят бетонные дороги?

Бетонная дорога — это многослойный пирог (как, впрочем, и любая другая дорога). Нижняя его часть состоит из бетона — щебня, скрепленного цементом. Такое жесткое основание предотвращает деформацию верхнего слоя. На бетон с щебнем укладывается геотекстильное полотно, которое разделяет слои дорожного покрытия и отводит воду. Потом на это основание специальными машинами укладывается равномерный слой из бетонной смеси, толщиной в 25–30 сантиметров.

Через два-три дня, когда цемент наберет прочность, монолитную плиту режут на квадраты по 25 м² каждый (перед этим в месте будущих швов материал армируется). Швы нужны из-за свойств цемента: при изменении температуры покрытие будет расширяться и сужаться, а значит, может лопнуть. Прорези делаются на глубину 5–7 сантиметров и герметизируются резиновыми уплотнителями.

В самом конце на поверхность дороги наносят текстуру по технологии алмазной насечки или тонкий шероховатый слой. Это увеличивает сцепление колес с дорогой. После дорогу обрабатывают защитным средством и рисуют на ней разметку.

Чем цементобетон отличается от асфальтобетона?

Отличить одно покрытие от другого несложно даже на глаз: асфальт более темный, и в его структуре попадаются мелкие камни. Принципиальная разница — в связующем веществе. В цементобетонном покрытии это, собственно, цемент, а в асфальтобетонном — битум (его делают из нефти). Поэтому цементобетонные покрытия жесткие, а асфальтовые — пластичные. Битум на жаре плавится и деформируется, а на холоде становится хрупким и может трескаться. На цементобетон температура не влияет. Это жесткое покрытие, а значит — нагрузка от транспорта распределяется на слои под ним более равномерно. На таких дорогах не возникает глубокой колеи или вмятин от груженых фур. Отсюда и высокий срок эксплуатации таких дорог. Если асфальт в среднем служит 8–12 лет, то цементобетон — 25–30 лет. А если дорогу положили качественно и эксплуатировали правильно, то, бывает, и больше. Например, в Германии есть бетонная автодорога, которая служит с 1936 года по сей день.

Бетонные дороги безопаснее для экологии. Основной их ингредиент — цемент, который делают из известняка и глины. В нем нет нефтепродуктов, и он подходит для полной вторичной переработки.

Есть ли у бетонных дорог недостатки?

non c / Shutterstock

Прокладывание бетонных дорог занимает больше времени. Бетону нужно набирать прочность несколько дней, а асфальт можно использовать уже через 8 часов после того, как по нему проехал каток.

Еще традиционно считается, что поездка по цементобетонной дороге громче, чем по асфальтовой. Здесь важно не путать старые дороги с современными: их уровень шума зависит от верхнего слоя. Если поверхность бетонки имеет поперечную насечку — она действительно чуть более шумная. Но новые покрытия (так называемый обнаженный наполнитель) могут сделать дорогу даже тише асфальта.

Читать еще:  Полукруглая лестница для крыльца из бетона

Почему же асфальт популярнее?

Несмотря на преимущества бетонных дорог, в мире намного больше асфальтовых. Главная причина в том, что при укладке бетонных дорог очень важно строго соблюдать технологию. К примеру, если неправильно замешать раствор, то он может расслоиться — крупные минеральные частицы после укладки опустятся вниз, а мелкие останутся сверху. Это приведет к быстрому износу покрытия. А из-за ошибки в армировании на поверхности будут скапливаться лужи, которые на асфальтовой дороге ушли бы в основание. Если ошибки были допущены и бетонную дорогу придется ремонтировать, то «ямочный» ремонт тут не поможет — нужно менять целый участок. Поэтому цементобетонные дороги редко используют в городах: если понадобится доступ к подземным коммуникациям и сетям, это создаст проблемы.

Какая дорога дороже?

Zhao jian kang / Shutterstock

Стоимость километра бетонной дороги зависит от климата и рельефа. Есть мнение, что стоимость строительства бетонных дорог в разы выше асфальтовых. В России оно сформировалось в 80-х годах, когда цементная промышленность была в упадке. На самом деле бетонные дороги, как правило, дороже, но все зависит от конкретного участка и деталей проекта. Эта разница может быстро окупиться за счет более продолжительного срока службы при своевременном устранении дефектов. Крупные ремонтные работы на протяжении всего срока эксплуатации, как правило, вообще не требуются.

Есть ли бетонные дороги в России?

Paul Vinten / Shutterstock

Бетонных дорог в стране мало — менее 1% от 1,5 миллиона километров всех дорог общего пользования. За исключением небольших относительно новых участков (например, 7 км трассы от Владивостока до аэропорта, а также нескольких дорог в Сибири) все они построены в 1950–70-х годах. Несмотря на солидный срок службы, эти дороги хорошо сохранились и до сих пор используются.

Еще практически все взлетно-посадочные полосы в крупных российских аэропортах — цементобетонные. Это значит, что для их строительства в стране есть и специалисты, и вся необходимая техника. Причем, так как техника эта узкоспециализированная, основную часть времени она простаивает.

Главная загвоздка бетонных дорог России в том, что наши строители не всегда готовы четко следовать технологии. Так, например, на трассе M-4 «Дон» несколько лет назад отдельные участки были сделаны из цементобетона, но из-за ошибок верхний слой стал изнашиваться и кое-где уже заметна колея.

При этом участники рынка и эксперты поддерживают строительство цементобетонных дорог в стране. Например, в уже принятой государственной стратегии развития промышленности строительных материалов прямо говорится об увеличении доли таких дорог в будущем. А согласно недавнему постановлению правительства, между ремонтами автомобильных дорог должно проходить не менее 12 лет, а между реконструкциями — 24 года. Получается, без цементобетонных технологий эту задачу будет вряд ли возможно решить.

Слушайте музыку, помогайте «Медузе»

Выводы

Бетонное покрытие дороги обладает высокими эксплуатационными характеристиками, что позволяет использовать его для устройства автодорог с высокой транспортной загруженностью. Однако существенные недостатки цементобетона не позволяют использовать его для повсеместного дорожного строительства, особенно на территории России.

Асфальтовое покрытие номинально может уступать бетону в показателях прочности и срока службы, однако преимущества асфальта компенсируют его недостатки перед бетоном. За счет своих преимуществ асфальтобетон на сегодняшний день используется для покрытия большинства автомобильных дорог и пешеходных зон по всему миру.

Варианты выравнивания фундамента по горизонту после заливки

После завершения работ по устройству монолитной ленты основания дома часто выясняется, что необходимо дополнительное выравнивание фундамента по горизонту. Иными словами: поверхность бетона имеет перепады, отдельные участки ленты «завалены», другие возвышаются над общей плоскостью.

Это ошибки неопытных или не очень грамотных строителей. Сразу стоит отметить, что идеально, до миллиметра, выровнять верхнюю плоскость непосредственно в процессе заливки монолита, на практике почти нереально. Погрешность до 1 cм не считается критичной и не требует особых средств и усилий при исправлении.

При более значительных отклонениях от заданного уровня, для выравнивания верхнего слоя потребуется выполнение ряда дополнительных операций.

Как избежать работ по выравниванию поверхности

Выравнивание можно свести к минимуму либо вовсе исключить при соблюдении ряда практических рекомендаций по устройству бетонной ленты основания:

  1. Перед устройством опалубки следует тщательно зачистить дно траншеи под фундамент и выполнить песчаную подготовку. Слой песка под фундаментом должен быть не менее 10 см. Далее он разравнивается, смачивается водой и трамбуется. После чего проводится контрольное выравнивание. Ровная песчаная подушка позволяет более качественно, без провалов и перепадов, уложить бетонную смесь в опалубку.
  2. Если верх опалубочных щитов соответствует отметке нужного горизонта, то это значительно облегчает выравнивание поверхности в процессе укладки бетонной смеси. Заглаживание бетона проводится простым перемещением дощечки/правила, опирающейся на верхние грани боковых опалубочных щитов.
  3. Правильный подбор фракции щебня оказывает существенную роль для уплотнения бетона и создания максимально ровного горизонта. Эта рекомендация важна для застройщиков, самостоятельно возводящих монолитную ленту: для экономии бетона они часто дополняют смесь бутовыми камнями. Лучший параметр щебня, с точки зрения создания ровной поверхности, — 5 – 20 мм.
  4. При заливке фундамента бетонная смесь должна быть достаточно пластична, но без лишней воды, так она будет легко разравниваться даже мастерком по принципу наливных полов, создавая ровную поверхность.
  5. Если имеется возможность, то по верху бетона в кратчайшие сроки после заливки (в начальной стадии схватывания) выполняется стяжка цементно-песчаным раствором. В этом случае соединение выравнивающего и основного слоя получается максимально качественным.

Инструменты для контроля горизонта

Процесс выравнивания начинается с контроля горизонтальности поверхности. Вывести фундамент в ноль позволяют различные инструменты и приспособления:

  • Лазерный уровень. Его горизонтальные лучи точно определят максимально поднятую часть поверхности – нулевую точку.
  • Строительный уровень. Менее удобный в использовании инструмент, но достаточно точно определяющий уклоны всех частей фундаментной ленты.
  • Гидравлический уровень. Длинный шланг с водой и градуированными колбами. Традиционный простой в пользовании инструмент.

Основной способ

Последовательность выполнения работ по выравниванию:

  1. С помощью одного из перечисленных приспособлений находим наивысшую точку поверхности, – она будет исходной для устройства новой опалубки.
  2. Устанавливается опалубочная конструкция достаточной высоты с креплением любыми доступными способами непосредственно к фундаменту либо на подпорках. Отметка верха внутренних и внешних щитов опалубки должна быть выше на 1,5-2см наивысшей (нулевой) точки, т.к. при меньшем слое раствора он быстро высохнет и не наберет прочность.
  3. Внутренняя часть опалубки заполняется цементным раствором или бетонной смесью с высокой пластичностью.
  4. Уровень заливки постоянно контролируется и проверяется на предмет возможного смещения опалубки, так как крепление щитов производится в упрощённом варианте, достаточном для обеспечения заливки небольшого слоя бетона.
  5. Выравнивание верха проводится по мере укладки с помощью строительного мастерка, полутёрка, правила. Поверхность можно зажелезнить цементом, шлифовка не обязательна.
  6. Опалубка снимается не менее чем через двое суток.
  7. Фундамент покрывается слоем гидроизоляции после полного высыхания бетона.
  8. Первые несколько суток необходимо поливать раствор водой, желательно укрыть пленкой.

Выравнивание верхней поверхности ленты может обозначаться как выведение цоколя под ноль, выставление уровня, выравнивание по горизонту и другими специфическими строительными терминами. Но главное не в терминологии, а в достижении максимально ровной поверхности основания для качественной укладки гидроизоляции и возведения стен.

Практические советы и рекомендации

Объёмы работ на выравнивание и затраты на них зависят от количества и параметров допущенных дефектов. Другой определяющий фактор – применяемый материал для возведения стен.

По уровню перепадов:

  1. Если толщина выравнивающего слоя не превысит 2-3 см, то его намного проще нанести без монтажа опалубки, просто набросав и разровняв на плоскости цементно-песчаный кладочный раствор.
  2. Устройство опалубки для исправления дефектов поверхности, — основной способ при перепадах более 2-3 см. Опалубку можно установить по верхней (нулевой) отметке, можно поднять немного выше, если позволяют условия.
  3. При значительных перепадах высот от 15 см и выше выравнивание проводится по аналогии с устройством армированного пояса, то есть с устройством опалубки, заложением армирующих элементов, уплотнением смеси по всем строительным нормативам.

По материалу стен:

  1. Для стен из бруса и бревна выравнивание можно произвести с применением деревянных брусьев или промасленных досок. Они укладываются вдоль ленты по гидроизоляции на деревянные подложки-клинья нужной для регулировки выравнивания толщины. Промежутки заполняются утепляющими материалами.
  2. Для одноэтажных каменных, кирпичных, монолитных, газобетонных строений допускается выравнивание горизонта с помощью кирпича. Материал должен быть качественный, полнотелый, маркированный М125 и выше.
  3. Дома из газобетона иногда возводятся не на цементном вяжущем, а на различных клеевых составах. Тонкий склеивающий слой не может способствовать выравниванию поверхности, поэтому основание должно быть выполнено идеально. Лучший метод выравнивания – опалубочный.
  4. Для монтажа сборных каркасных деревянных зданий выравнивание небольших перепадов можно выполнять в различных вариантах, в том числе и по уложенной гидроизоляции на битумной основе. Иногда проекты и схемы точного выставления каркаса на фундамент предусматривают наличие незначительных уклонов и перепадов. В них указываются допуски и решения по выравниванию основания.

Другие способы и варианты выравнивания

Самостоятельные застройщики, обнаружив брак в виде уклонов и перепадов, иногда применяют нестандартные методы выравнивания. В первую очередь это относится к срезанию выступов бетона на поверхности. В строительных нормативах нет специальных указаний, что так делать нельзя либо можно. Поэтому, чтобы правильно и качественно выровнять фундамент после заливки, в каждом случае следует внимательно изучить проблему. При наличии двух-трёх не очень длинных выступов на поверхности,- их вполне можно срезать. Этот процесс трудоёмкий, требует специальных абразивных либо режущих расходных материалов, специального инструмента. Но зато сроки ликвидации дефектов минимальные, а качество поверхности полностью зависит от трудолюбия и тщательности исполнителя.

Кроме шлифкругов и резаков, можно применить штроборез либо перфоратор, — нарезать на выпуклой поверхности штробы и срубить полосы бетона вручную. Иногда удаление излишков происходит быстро и несложно, — но это относится только к не набравшему полную прочность бетону, то есть примерно до недели после устройства фундамента.

Если же выравнивание проводится на следующий сезон, то исполнителю придётся помучиться. Отсюда вывод: проверку горизонта следует выполнить как можно раньше, не дожидаясь его полного схватывания.

Работа тяжёлая, пыльная, опасная. В результате – не очень красивая, ребристая, но всё же достаточно ровная поверхность с минимумом затрат.

Небольшие пояснения для строящих дом своими руками

У самостоятельных застройщиков часто возникает сомнение в надёжности добавленного для выравнивания слоя. Многие считают, что он может раскрошиться, высыпаться под воздействием веса стены. Это не так, — прочность нового слоя не меньше, чем монолита фундамента.

Другое опасение: новый слой не «схватится» с поверхностью фундамента, а потому стена будет неустойчива. Чтобы убедиться в обратном, достаточно вспомнить, что стена возводится на гидроизоляции. Связи рубероида и раствора значительно слабее, — но стены никуда не «сползают», — это наглядный пример расчёта сопротивлений и нагрузок. Для того чтобы качественно выровнять фундамент, его поверхность предварительно следует очистить от пыли и грязи, смочить водой.

Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Как правильно залить двор бетоном?

Обустройство приусадебной территории может быть выполнено как простое бетонирование двора своими руками, с заливкой дорожек и прочной надежной площадки для проезда и стоянки автомобиля. И если вы приняли решение улучшить территорию возле дома именно таким образом, то не торопитесь приглашать специалистов для выполнения этой работы.

Она не настолько сложна, что бы ее невозможно выполнить самостоятельно. Внимательно прочитайте изложенный в этой статье материал и вы поймете, что залить двор бетоном своими руками вам вполне по силам, а полученный в итоге работы результат будет радовать глаз долгие годы.

На вопрос что лучше для обустройства двора: тротуарная плитка, асфальт или бетон можно ответить, что бетон — это просто и надежно.

Состав работ

Для того, залить бетоном двор, нужно будет последовательно выполнить следующие этапы:

  • земляные работы;
  • устройство дренажной системы;
  • установка опалубки;
  • гидроизоляция;
  • армирование;
  • установка маяков;
  • заливка бетона;
  • обработка при твердении бетона.

Каждый этап важен и не может быть пропущен. Так как залить двор бетоном можно только при условии полного соблюдения технологии работ, что и обеспечит качественное, долговечное и красивое покрытие.

Основные этапы бетонирования дорожки или двора.

Земляные работы

Эти работы имеют некоторые специфические нюансы, поскольку напрямую зависят от рельефа вашего участка и вида грунта. Если почва во дворе не плодородная и вам все равно придется завозить чернозем, то все земляные работы сводятся к тому, что нужно разметить двор своими руками, выровнять поверхность и подсыпать тонкий слой щебня.

Снимать слой земли нужно так, чтобы поверхность бетона получилась на одном уровне с поверхностью земли, т.е. на 20-25 см.

А в том случае, если основа — глиняная, то можно щебня и не подсыпать. Хороший плодородный слой лучше всего снять и перенести на клумбы и грядки, где он будет совсем нелишним.

Устройство дренажа

Дренажная система необходима для отвода влаги от бетона, поскольку присутствие воды в грунте отрицательно сказывается на его прочностных свойствах. Она представляет собой простую двухслойную подсыпку из щебня и песка. Первым засыпается и разравнивается песок, слоем 5-6 см.

Песок необходимо хорошо утрамбовать. Для этого лучше всего пролить его водой, а потом уже пройтись по нему трамбовкой. Трамбовку можно сделать из куска широкого швеллера, приварив к нему вертикальную металлическую ручку с поперечной перекладиной.

Второй слой щебня, толщиной 6-8 см, засыпается на песок и не трамбуется, а только разравнивается. Для засыпки дренажа рекомендуется использовать среднюю или мелкую фракцию. Крупный камень сразу не уляжется, а с течением времени может дать усадку. В результате в бетоне, особенно на узких дорожках, могут возникнуть трещины.

После того, как все земляные работы будут закончены можно переходить к основному технологическому процессу, который начинается с установки опалубки под заливку бетона. Она нужна для того, чтобы бетон не растекался в стороны, а края у площадки и дорожек были ровными.

Устройство дорожки из бетона.

Установка опалубки

В качестве материала для устройства опалубки модно использовать любой хороший плоский материал, имеющий одну гладкую сторону. Таким материалом, например, могут быть:

  • доски;
  • плоский шифер;
  • древесно-стружечная плита (ДСП);
  • фанера.

Для заливки криволинейных дорожек очень удобно использовать листовой пластик. В том случае, если свой запас материалов не содержит ничего похожего, то можно взять в аренду штатную металлическую опалубку в какой-либо строительной организации. Сегодня это довольно часто практикуется.

Конструкция устанавливается по краю размеченной или выкопанной площадки, определяя контур будущей бетонной конструкции. Закрепление выполняется вбитыми с обеих сторон кольями.
Допускается распирать элементы опалубки, находящиеся друг против друга в траншее.

Гидроизоляция

Устройство гидроизоляции необходимо для того, чтобы исключить попадание влаги из грунта в бетон, а также чтобы не допустить преждевременного ухода жидкости в грунт из бетонной смеси после ее заливки. Кроме этого, в будущем гидроизоляционный слой предотвратит прорастание травы сквозь бетонный слой.

В качестве недорогого гидроизоляционного слоя можно использовать обычную полиэтиленовую пленку. Если у вас есть ненужный рубероид или гидроизол, то используйте этот материал.

После окончания этого этапа работ приступают к армированию. Его нужно сделать для того, чтобы бетонная конструкция стала более прочной и стойкой.

Армирование

Для изготовления арматурной сетки лучше всего использовать готовую металлическую сварную сетку. Тонкость проволоки в ней должна быть не менее 6 мм, а размеры ячеек не меньше 100 мм. Работать с такой сеткой очень удобно, уложив ее готовыми листами, внахлест друг на друга.

Читать еще:  Технология устройства асфальтобетонного покрытия дороги

Если у вас есть металлические прутья диаметром более 8 мм, обрезки старых труб, арматура и тому подобные материалы, то можно армирование из них.

Весь этот металл укладывается на поверхность щебня и связывается между собой вязальной проволокой.

После того, как вы закончите армирование, следует установить маяки. Они точно укажут вам верхний уровень площадки или дорожки при заливке бетона и выполнении стяжки.

Вязка арматуры своими руками.

Установка маяков

В качестве маяков, если мы бетонируем двор своими руками, лучше всего использовать металлический профиль, который применяют для монтажа гипсокартона. Стоимость их вполне доступна и они смогут обеспечить необходимую жесткость, не сломавшись под давлением бетонной массы.

Для того, чтобы на площадке и дорожках не скапливалась дождевая и талая вода, их поверхность должна иметь небольшой уклон. Это следует обязательно учитывать при установке маяков. Для этого их располагают не вдоль, а поперек площадки. Сначала, используя уровень, установите два маяка по краям, закрепив их в горках из цементно-песчаного раствора. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.

После того, как раствор схватится, натяните между этими двумя маяками 2-3 шнура, и уже по ним устанавливайте остальные маяки. В результате все они окажутся на одном уровне. На дорожках, учитывая их небольшую ширину, маячковые рейки можно устанавливать вдоль по две штуки.

Бетонирование площадки и дорожек

Сама по себе заливка бетона является довольно простым, но трудоемким и очень ответственным процессом. От ее четкого выполнения зависит внешний вид всей бетонной конструкции и общее качество. Выполнение работ должно производиться при температуре наружного воздуха от 5°С до 25°С.

Для того, чтобы забетонировать двор, можно заказать доставку уже готового бетона, чем значительно уменьшить количество выполняемых работ. Или, с целью экономии, осуществить приготовление бетонной смеси самостоятельно.

Следует заметить, что при большой площади бетонирования двора, покупка готового бетона более предпочтительна и целесообразна.

Если же размеры площадки не очень велики, то смесь вполне можно приготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится:

  • миксер-бетономешалка;
  • совковая лопата;
  • ведра и тачка для перемещения песка, щебня и готовой бетонной смеси.

Устройство технологических зазоров

До начала заливки необходимо предусмотреть устройство технологических зазоров или температурных швов. Они нужны для того, чтобы при изменениях температуры наружного воздуха была возможность компенсации тепловых расширений бетона.

Для этого поперек площадки и дорожек необходимо установить плоские полосы толщиной 2-3 мм. Это может быть фанера или ДВП. В момент начала схватывания бетона они будут вынуты, оставив после себя небольшие ровные щели.

Бетонная смесь и процесс заливки

Перед тем, как бетонировать свой двор, необходимо приобрести цемент. От его марки будут зависеть соотношения составляющих смеси. В случае использования цемента распространенной марки М400 на каждую его часть необходимо добавлять 4,2 части щебня и 2,5 части песка.

В результате смешивания смеси в таких пропорциях получается бетон марки М200. Если вы применяете цемент М500, то к нему добавляют 4,9 части щебня и 3,2 части песка. Первоначально все составляющие перемешиваются в сухом виде, и уже после этого можно постепенно добавлять воду, до того момента, пока смесь не станет готовой к укладке.

Готовый бетон забрасывается лопатой внутрь опалубки таким образом, чтоб были заполнены все пустоты. В том числе и лежащих внутри профилей. Высота первоначальной укладки смеси должна быть на 3-5 см выше уровня маяков. Выравнивание выполняется при помощи штукатурного правила и ровной рейки, которую постепенно протягивают вдоль маяков. В итоге все излишки бетонной смеси будут убраны, а поверхность выровнена.

Каждую дорожку следует заливать за один раз полностью. Останавливаться можно только на температурных швах. Если в один день залить часть дорожки, а на другой день продолжить, то в месте состыковки бетона, положенного в разные дни, будут появляться трещины.

Если вы заранее поняли, что за один день работа не будет закончена, то можно произвести послойную заливку. Сначала заливается половина толщины, а на следующий день — верхний слой.

Высыхание и обработка поверхности

После окончания заливки бетона нужно дождаться, пока высохнет поверхность и произойдет схватывание. Это происходит, в зависимости от температуры и влажности воздуха, примерно за 24-48 часов. По прошествии этого времени вам следует вынуть вставки, которые устанавливались для образования термошвов, и зачистить поверхность широким шпателем от оставшихся наплавов и неровностей.

Схватывание бетона еще не означает достижения этим материалом расчетных физических характеристик. Время полного твердения для бетона марки М200 может достигать 28 суток, но считается, что бетонные конструкции можно начинать эксплуатировать уже через полторы – две недели.

В качестве профилактических мер рекомендуется накрыть бетонную площадку и дорожки полиэтиленовой пленкой, чтобы уменьшить скорость испарения воды.

В это время необходимо предпринять меры к тому, чтобы бетон не пересох раньше времени, и в нем оставалась вода, необходимая для завершения химического процесса гидратации цемента.

В слишком жаркую солнечную погоду площадку нужно периодически поливать водой. Через две недели пленку можно снять и наконец начать пользоваться новыми элементами благоустройства вашего двора

В заключение

Как видите, выполнить бетонирование двора своими руками вполне реально. Работа эта длительная и требует большого приложения физической силы, но вполне выполнимая. Зато забетонированный слой, в итоге, ничем не хуже внешне, но намного прочнее, чем асфальтовый. Главное тут все хорошо продумать, правильно спланировать и не нарушать технологии.

Устройство проезжей части моста

До устройства элементов мостового полотна должны быть выполнены и приняты все работы по объединению пролетных строений, перекрытию зазоров, установке и омоноличиванию конструкций деформационных швов, водоотводных трубок, лотков, ограждений и деталей, закрепляемых на плите проезжей части моста, и, как правило, уложены трубы коммуникаций.

Мостовое полотно(см. рис.)— совокупность всех элементов, расположенных на пролетном строении, предназначенных для обеспечения нормальных условий безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также отвода воды с поверхности покрытия моста и в сопряжениях с подходами. Мостовое полотно состоит из одежды ездового полотна, тротуаров, ограждающих устройств, деформационных швов, освещения, водоотвода, сопряжений моста с ходами.
Мостовое полотно: 1 — перильное ограждение; 2 — тротуарный блок; 3 — ограждение безопасности (бортовой камень, барьер); 4 — плита проезжей части; 5 — мачта освещения; 6 — элементы отвода; 7 — деформационный шов; 8 — выравнивающий слой (сточный треугольник — гидроизоляция; 10 — защитный слой гидроизоляции; 11 — покрытие; 12 — переходные плиты
Одежда ездового полотна:— многослойная включающая, как правило, выравнивающий слой бетона, гидроизоляцию, защитный слой, асфальтобетонное покрытие;
— двух или однослойная включает выравнивающий слой из бетона, особо низкой проницаемости (по СНиП 2.03.11-85), выполняющего гидроизолирующие функции, и асфальтобетонное покрытие или только выравнивающий слой, совмещенный с покрытием.
асфальтобетонное покрытие; защитный слой; гидроизоляция выравнивающий слой (сточный треугольник)Однослойную или двухслойную одежду ездового полотна допускается устраивать на пролетных строениях, не имеющих в железобетонной плите проезжей части предварительно напряженной арматуры при условии ее высокой трещиностойкости.
Покрытие моста— верхний конструктивный слой одежды мостового полотна или тротуара.
асфальтобетонное цементобетонное Покрытие на проезжей части следует предусматривать в виде двух слоев асфальтобетона общей толщиной не менее 70 мм из мелкозернистой смеси в соответствии с категорией дороги — типа Б, В, Г не ниже П марки или армированного гидрофобного цементобетона толщиной не менее 80 мм (но не более предусмотренного расчетом).
Покрытие тротуаров: литой асфальт цементобетон При устройстве покрытия ездового полотна на металлической плите проезжей части следует предусматривать меры по обеспечению надежного сцепления покрытия с поверхностью металла и защите его от коррозии.
Защитный слой — элемент одежды ездового полотна, укладываемый на гидроизоляцию для предохранения ее от повреждения. Защитный слой следует выполнять из армированного бетона пониженной проницаемости (с маркой 6) толщиной не менее 40 мм. При устройстве цементобетонного покрытия допускается совмещать функции покрытия и защитного слоя.
Гидроизоляция — конструктивный элемент, защищающий несущие конструкции от воздействия поверхностных вод. Гидроизоляция может быть обмазочная, оклеечная, мастичная.
Выравнивающий слой (сточный треугольник, стяжка) — нижний слой одежды ездового полотна, укладываемый на поверхность железобетонной плиты проезжей части для ее выравнивания под гидроизоляцию и придания ей проектного профиля (поперечного уклона 2%). Выполняется из цементопесчанного раствора толщиной не менее 10 мм.
Тротуары — часть мостового полотна, предназначенная для движения пешеходов. На мостах следует предусматривать на каждой стороне тротуары или служебные проходы, ограждаемые с наружной стороны перилами высотой не менее 1,10 метра. На мостах с раздельными пролетными строениями тротуары и служебные проходы могут предусматриваться только с внешней стороны (по отношению к оси дороги) каждого пролетного строения.
На городских эстакадах, путепроводах и мостах грузовых дорог, изолированных от пешеходного движения, а также на мостах с интенсивностью пешеходного движения 200 человек в сутки и менее допускается предусматривать только служебные проходы.
Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходного движения на мостах длиной до 50 м служебные проходы допускается не устраивать.
Ширина служебных проходов принимается равной 0,75 м.
Ширину тротуаров следует назначать по расчету в зависимости от перспективной интенсивности движения пешеходов в час «пик». Расчетную пропускную способность пешеходной полосы шириной 0,75 м следует принимать равной 1500 чел/час.
Ширину многополосных тротуаров следует назначать кратной 0,75 м, а ширину однополосных тротуаров — не менее 1,0 м.
На мостах, расположенных в городах, поселках и сельских населенных пунктах, ширину тротуаров следует принимать не менее 1,5 м.
Устройство тротуаров с шириной не кратной 0,75 м, обусловленное конструктивными особенностями, допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Водоотвод 1 — водоотводная трубка 2 — одежда проезжей части Расстояние между водоотводными трубками вдоль пролета не более 6,0 м при продольном уклоне до 5+ и 12,0 м при уклоне 5-10+— комплекс конструктивных мероприятий для быстрого удаления воды с моста. Для стока воды поперечный уклон ездового полотна должен быть не менее 20+, продольный уклон не менее 5+. При продольном уклоне свыше 10+ допускается уменьшение поперечного уклона при условии, что геометрическая сумма уклонов будет не менее 20+. Воду с ездового полотна следует отводить через водоотводные трубки либо через поперечные или продольные лотки.
При наличии в конструкции одежды ездового полотна гидроизоляции (кроме гидроизоляции из бетона особо низкой проницаемости) установка водоотводных трубок обязательна.
Неорганизованный сброс воды через тротуары (по всей длине пролетного строения) не допускается.
Верх водоотводных трубок и дно лотков следует устраивать ниже поверхности, с которой отводится вода, не менее чем на 1 см.
Вода из водоотводных трубок не должна попадать на нижележащие конструкции, а также на железнодорожные пути и проезжую часть автомобильных дорог. Расположенных под путепроводом.
Для предотвращения периодического увлажнения нижних поверхностей железобетонных и бетонных конструкций следует устраивать защитные выступы, слезники, карнизы.
В местах сброса воды с пролетного строения на конус насыпи устраиваются водоотводные лотки.
Для отвода воды из-за устоев предусматривают дренажную систему.
В случае притока воды с поверхности подходов, необходимо предусматривать ее отвод за пределы земляного полотна. При традиционной конструкции высоких тротуаров старых мостов без устройства под ними гидроизоляции, работа водоотвода с консолей неудовлетворительная. Заделка гидроизоляции у бордюров оказалась неудовлетворительной что привело к протечкам и коррозии конструкций.
В настоящее время имеется тенденция устройства низких тротуарных блоков, укладки гидроизоляции по всей ширине моста, устройство карнизов или качественных слезников на конусах насыпей.
У бордюров или перед блоками устраивают открытые дренажные ходы с установкой водоотводных трубок — капельниц, что позволяет отводить воду из зон тротуаров.
Деформационные швы— это зазор между торцами балок пролетных строений либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя.
Закрытый шов — шов, в котором зазор закрыт покрытием, уложенным без разрыва. Заполненный шов — шов, в котором зазор заполнен герметизирующим материалом (например вкладышем — компенсатором), деформирующимся при перемещениях (покрытие выполнено с разрывом).
Открытый шов — шов, в котором зазор открыт и покрытие имеет разрыв.
Перекрытый шов — шов, в котором зазор между сопрягаемыми элементами в уровне верха проезжей части перекрыт скользящим листом.
Открытый шов (перекрытый) 1 — скользящий лист; 2 резиновая прокладка; 3 — пружина; 4 — водоотводный лотокКонструкции деформационных швов должны не нарушать плавности движения транспортных средств и исключать попадание воды и грязи на нижерасположенные части моста. При применении водопроницаемых швов следует предусматривать: — возможность осмотра и ремонта конструкций швов сверху; — отвод воды, проникающей через шов с помощью лотков, имеющих уклон не менее 50%; — удобный осмотр и очистку лотков от грязи.
Конструкции швов должны быть надежно закреплены, скользящие элементы плотно прилегать за счет прижатия пружин.
Цементобетонное покрытие над деформационным швом должно иметь разрывы. Применяемая конструкция шва зависит от расчетных деформируемых его деформаций.
Ограждение— конструктивный элемент мостового полотна, устанавливаемый на границах ездового полотна, предназначенный для предотвращения съезда транспортных средств за его пределы и исправления траектории движения автомобиля при наезде на ограждение.
Ограждение может быть бетонное, железобетонное, металлическое и деревянное.
По конструкции различают барьерное ограждение и парапетное.
Барьерное ограждениеБарьерное — ограждение, состоящее из стоек и горизонтального бруса или профильной стальной ленты либо трубы, укрепленных на стойках на некотором уровне над верхом покрытия.
Парапетное — ограждение, выполненное в виде железобетонной стенки различной конфигурации. Высота ограждения — расстояние от поверхности покрытия до верхней грани ограждения; должна быть равной: 0,75 м — металлического барьерного или железобетонного парапетного на мостах, расположенных на автомобильных дорогах I-III категорий и в городах;
Парапетное0,6 м — то же на автомобильных дорогах IV, V, Ic, IIc категорий, в поселках и сельских населенных пунктах;
0,25 м — колесоотбойного бруса на деревянных мостах. При отсутствии на мосту тротуаров и служебных проходов ограждения устанавливаются не ближе 0,5 м от края плиты пролетного строения и могут быть совмещены с перильным ограждением.
На разделительной полосе следует устраивать ограждения в случае, если:
ограждения имеются на разделительной полосе подходов;
на разделительной полосе расположены элементы конструкций моста, опоры контактной сети освещения и т.п.

Гидроизоляционные работы на стройплощадке следует выполнять в сухую погоду. При температуре наружного воздуха ниже допустимой данный вид работ следует выполнять в тепляках.

Стыки полотен рулонного гидроизоляционного материала или армирующих основ следует устраивать внахлестку с учетом направления стока воды.

Гидроизоляция у водоотводных трубок и в местах расположения столбов, прерывающих сплошность гидроизоляционного ковра, должна быть выполнена перед гидроизоляцией всей изолируемой поверхности. Дополнительная гидроизоляция у водоотводных трубок должна быть заведена в их раструб и плотно обжата вставляемым в него металлическим стаканом, предварительно покрытым битумной грунтовкой.

Все зазоры между деталями водоотводных трубок должны быть тщательно заделаны.

Гидроизоляция в месте сопряжения с водоотводными трубками не должна иметь местных утолщений, препятствующих стоку воды.

В слоях гидроизоляции не должно быть непроклеев, складок, проколов и других механических повреждений. На все обнаруженные в каждом слое повреждения гидроизоляции должны быть поставлены заплаты.

Тротуарные блоки можно монтировать как до, так и поле устройства гидроизоляции, параллельно можно вести устройство перильного ограждения.

Защитный слой допускается укладывать только после приемки работ по устройству гидроизоляции с составлением акта на скрытые работы.

Устройство однослойной конструкции одежды автодорожных мостов в виде бетонного выравнивающею слоя, выполняющего и гидроизолирующие функции, допускается совмещать с омоноличиванием продольных стыков между балками пролетного строения.

Для бетонных слоев элементов мостового полотна — выравнивающего и защитного, а также цементобетонного покрытия следует применять бетонную смесь, отвечающую требованиям проекта по морозостойкости (соответствующей климатической зоне района строительства) и водонепроницаемости.

Стальные сетки, применяемые для армирования бетонных слоев одежды, следует очищать от антикоррозионной смазки.

Выравнивающий слой при соответствующем обосновании может выполняться из керамзитобетона или мелкозернистого асфальтобетона.

|следующая лекция ==>
Выбор монтажного оборудования и монтажных приспособлений|Контроль качества строительства ж/б мостов, приемка работ, сдача моста в эксплуатацию

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector